О поступлении в аспирантуру кафедры истории зарубежной литературы

Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова объявляет прием в аспирантуру по кафедре в 2016 г. Вступительные экзамены - в сентябре 2016 г.

Поступать в аспирантуру имеет право либо выпускник российского высшего учебного заведения, имеющий диплом специалиста (5-летний цикл обучения), либо обладающий дипломом магистра российского или иностранного высшего учебного заведения. 

Специалисты и магистранты (не выпускники МГУ им. М.В.Ломоносова) должны до 30 июня 2016 г. представить на кафедру (zarubezh@philol.msu.ru) реферат по истории зарубежной литературы. Тему реферата следует заблаговременно согласовать с заведующим кафедрой, профессором Василием Михайловичем Толмачёвым.

В 2016 г. кафедра особо заинтересована в приеме в аспирантуру выпускников магистратуры немосковских высших учебных заведений.

Кафедра предлагает специализацию в аспирантуре по следующим основным направлениям:

  • Изучение литературной классики в свете исторической поэтики (от Средневековья до ХХ в.);
  • Сравнительно-историческое изучение литератур Западной Европы и Америки (возможно включение русского материала);
  • История западной  критики и теории литературы.

 В контексте этих специализаций кафедра особо заинтересована в подготовке научных специалистов по творчеству Данте, Шекспира и его современников, французской прозе XVII-XVIII вв., эпохе Гёте, проблематике романтизма, натурализма, символизма, «высокого модернизма».

 Вступительный экзамен 

Цель вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10.01.03. – Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы), проводящегося в форме устного опроса, – состоит в том, чтобы выявить, насколько желающие учиться в аспирантуре владеют 

  • материалом своей специализации и отечественной научной литературой о нем;
  • современными методологиями его изучения;
  • навыками литературоведческого анализа художественных текстов  и самостоятельной научной работы;
  • виденьем перспектив изучения предмета, избранного для специализации.

 

 Требования к поступающим:

К вступительным экзаменам допускаются филологи (специалисты или магистры), защитившие диплом на «отлично» и имеющие официальную рекомендацию своего высшего учебного заведения  для поступления в очную или заочную аспирантуру. Для выпускников не филологического факультета МГУ также необходимо предоставление реферата (15-20 страниц текста) по теме, которая согласована  с заведующим кафедрой, профессором Василием Михайловичем Толмачёвым, не позднее 1 июня текущего учебного года.

Предпочтение при допуске к экзаменам оказывается тем, кто имеет опубликованные научные работы, а также принимал участие в ежегодно проводимых МГУ научных конференциях молодых ученых.

Предполагается, что до поступления в аспирантуру специалисты или магистранты в полном объеме прошли университетский курс истории зарубежной литературы, состоящий из следующих разделов:

  • Литература Средневековья.
  • Литература Возрождения.
  • Литература XVII-XVIII вв.
  • Литература XIX  в. (ч. 1-2).
  • Литература конца XIX – начала ХХ в.
  • Литература ХХ в.
  • История зарубежной критики.
  • История национальной литературы в объеме спецкурсов, спецсеминаров (прежде всего английская, американская, французская, немецкая, австрийская, испанская литературы; литературы стран Скандинавии; литературы стран Латинской Америки).

При необходимости знания всех этих разделов и соответствующего материала (история, культура страны изучаемой литературы; принципы периодизации историко-литературного процесса; характеристика основных художественных эпох, направлений и движений, литературных манифестов;  знание биографии писателей и тематики, проблематики, особенностей поэтики  их ключевых текстов; сравнительный анализ  тем, образов, мотивов, жанровых модификаций, национальных литератур) поступающие  в первую очередь будут проэкзаменованы по той художественной эпохе, которой они намерены изучать в аспирантуре.

Так, к примеру, желающие заниматься в аспирантуре литературами первой половины ХХ в. должны иметь подробное представление о художественном осмыслении новейшей истории в литературе, о соотношении традиционного и новаторского в культуре ХХ в., о разновидностях западных авангардов (футуризм, дадаизм, имажизм, сюрреализм, ультраизм и т.п.) и модернизмов (экспрессионизм, «высокий модернизм», «интеллектуальный роман», «неаристотелевская драма»,  экзистенциалистские роман и драма и т.п.), о ведущих жанровых модификациях романа, поэзии, драмы и их поэтологических особенностях (принципы «потока сознания», «романа в романе», обыгрывание мифа, пародирование, характер модернизации исторического материала,   и т.п.), об особенностях артистической рефлексии и соответствующей терминологии в отдельно взятой стране.    

Выбор художественной эпохи для будущей специализации (Средневековье, Ренессанс, классицизм, романтизм, символизм, постмодернизм и т.п.) предполагает и предварительный выбор будущим аспирантом темы диссертационного исследования, умение объяснить ее новизну.  

Вступительный экзамен в аспирантуру не предполагает наличие экзаменационных билетов и проводится в форме собеседования по вопросам, сформулированным экзаменационной комиссией на основании предполагаемой специализации поступающего.

Тем не менее, для подготовки к экзамену поступающим будет полезно ориентироваться на:

 

 

Литература к вступительному экзамену

 Готовясь к экзамену, поступающий призван изучить научную литературу из разделов:

  • Раздел I «Теория»  - в полном объеме
  • Раздел II "История литературы и культуры" - часть, связанная с предполагаемой специализацией («Средневековье и Ренессанс», «XVII-XVIII вв.», «XIX век: романтизм, вторая половина столетия, рубеж веков», «XX век»). 

 I. ТЕОРИЯ 

Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М., 1994.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Собр. соч.. М., 1996 (издание продолжается). Т.5,6.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье.  М., 2002.

Веселовский А.Н.  Историческая поэтика (Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступит. ст. В.М.Жирмунский. Изд. 4-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010; Веселовский А.Н. Избранные произведения: В 2 т. / Под ред. И.О.Шайтанова. М., 2008-2010).

Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2001.

Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб., 2000.

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы ее изучения. М., 2011.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1.

Лукач Д. Теория романа // Новое литературное обозрение. М., 1994. №9.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. 

Манн, П. де. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н.Николюкин. М., 2001.

Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Современная литературная теория / Сост. И.В.Кабанова. М., 2004.

Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004.

Шайтанов И.О. Компаративистика и/или поэтика. М., 2010.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997.

 

II. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

Средние века и Ренессанс

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X-XIII вв.). М., 1989.

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1992.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Предисловие К.А.Чекалова. М., 1996.

Горбунов А.Н.   Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

Горбунов А.Н. Шекспировские контексты. М., 2006.

Горбунов А.Н. Чосер средневековый. М., 2010.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990.

Дюрант Вил. Цезарь и Христос. М., 1995.

Евдокимова Л.В. Французская поэзия позднего Средневековья (XIV – первая половина XV  века). М., 1990.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.  

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

История литературы Италии. Том II. Возрождение. Кн.1. Век гуманизма / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2007; Том II. Возрождение. Кн.2. Чинквиченто / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2010.

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.

Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Вийон Ф. Стихи. М., 2002.

Косиков Г.К. История французской литературы. Средние века // Косиков Г.К. Собр. соч. М., 2011. Т.1.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Михайлов А.Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до лассицизма. СПб., 1999.

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

Пискунова С.И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998.

Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2000.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

 

XVIII-XVIII вв.

ХVII век в диалогах эпох и культур. СПб., 2000.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1974.

Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. СПб., 1999. 

Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.,  2002.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая  поэтика / Отв.  ред. П.А. Гринцер. М., 1994.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Пахсарьян Н.Т. ХVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 –2000. М.,  2001.

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб,, 2001.

Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.

Старобинский Ж. О Корнеле. Поэтика взгляда у Расина // Cтаробинский Ж. Поэзия и знание: В 2 т. М., 2002. Т.1.

Гинзбург Ю., Великовский С. Комедиограф великого века // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений: В 3 т. М., 1985. Т.1.

Потемкина Л.Я. Пути развития французского романа в ХVII веке. Днепропетровск, 2001.

Балашов Н.И. Испанская историческая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М., 1996.

Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы.  М., 2002.

Чамеев А.А. Д. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Павлова Т. Милтон. М., 1997.

Зарубежная литература XVII в. / Под ред. Н.Т.Пахсарьян. М., 2007.

Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. М., 1995. № 3.

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

Делёз Ж. Складка, Лейбниц и барокко. М., 1997.

ХVIII век: Литература в системе культуры. М., 1999.

ХVIII век: Судьбы поэзии а эпоху прозы. М., 2002.

Морозов А.А.,  Сафронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

Делюмо Ж. Грех и страх. Екатеринбург, 2003.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Старобинский Ж. «Мифы» и «мифология» в XVП-ХVШ веках. Руссо и поиски истоков. Руссо и истоки языка. Ирония и меланхолия. Об обращении персонажей и вещей в «LeNozzedeFigaro» // Старобинский Ж. Поэзия и знание: В 2 т. М., 2002. Т.1.  

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа  1690–1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература демонстрирующая «исчерпанность старого»» // Зарубежная литература второго тысячелетия.1000-2000. М., 2001.

Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 2003.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев, Одесса, 1983.             

Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

Эстетика Дидро и современность. М., 1989. 

Разумовская М.В.  От «Персидских писем»  до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в ХVШ веке. СПб., 1994.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Шайтанов И.О.  Мыслящая муза: Открытие природы в поэзии ХVШ века. М., 1989.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

Сидорченко Л.В.  Александр  Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХVШ века. СПб., 1992.

Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе ХVШ века. М., 1999.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Михайлов А.В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.

Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

Иванов В.И. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., предисловие В.М.Толмачева. М., 1994.

Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры (рецепция рококо в Германии ХIХ века) // ХVШ век: литература в контексте культуры. М., 1999.

Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

Соловьева Н.А. Разум и чувство в художественном сознании XVIII века. М., 2008.

 

XIX век

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.

Горбунов А.Н. Три великих поэта Англии: Донн. Милтон. Вордсворт. М., 2012.

Горбунов А.Н. «О природе, человеке и обществе» (Вордсворт в период творческого расцвета, 1797-1807) // Вордсворт У. Прелюдия и другие поэтические произведения. М., 2014.

Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. М., 1937.

Эстетика немецких романтиков / Предисл. А.В.Михайлов. М., 1982.

Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1977.

Реизов Б.Г.  Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л., 1986.

Михайлов А.В.  Языки культуры. М., 1992.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур: Вып.1-3. М., 1998-2007.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / Ред., предисл. Г.К. Косиков. М., 1987.

Толмачев В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Гинзбург Л.Я. О романтизме // Французская романтическая повесть. Л., 1982.

Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление // Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М., 1988.

Мир романтизма / Под ред. И.В. Карташовой. Тверь,  2002.

Толмачев В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах»: зарубежная литература от Средневековья до современности / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

Вайнштейн О.Б.  Язык романтической мысли.  М., 1994.

Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. СПб., 1914

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.,  1996.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002.

Вацуро В. Готический роман в России. М., 2002.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.

Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Генезис. Поэтика. Эволюция жанра. Махачкала, 1998.

Бент М. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Бент М. Романтизм в Германии: «Воздушное царство грез» // Бент М. Я весь – литература: Статьи по истории и теории литературы. СПб., 2013.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.  

Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма ХIX века // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Зенкин С.Н.  Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М., 2002.

Луков В.А. Французская романтическая драма. Самара,  2002.

Жирмунский В.М.  Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

Дьяконова Н.А.,  Чалмеев А.А. Шелли. СПб.,  1994.

Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма: Романтические суждения о воображении и художественная практика. М., 2009. 

Пронин В.А. Поэзия Генриха Гейне: Генезис и рецепция. М., 2011.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М.,  1982.

История литературы  США. Т.3. Литература середины XIX в. Поздний романтизм. Т.4. Литература последней трети XIХ в.: 1865-1900 / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М., 2000-2003.

Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. Научн. ред. пер., послесловие В.М.Толмачёва. М., 1999.

Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., предисл. В.М.Толмачёв. М., 1994.  

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В.Максимов. СПб., 2000.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Под ред. Г.К. Косикова.  М., 1993.

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Под ред. Г.К. Косикова.  М., 1993.

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция: конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.

Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007.

Юрьев А.А. Между Светом и Тьмой (Мистериальная традиция в творчестве Хенрика Ибсена) // Ибсен, Хенрик. Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм. СПб., 2006.

Шорске К.Э. Вена на рубеже двух веков. СПб., 2001.

Мацевич А. Август Стриндберг. Жизнь и творчество (1849-1912). М., 2003.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 4-е, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2013.

 

XX  век

Зарубежная литература ХХ века: В 2 т. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Под ред. В.М.Толмачёва. М.: Юрайт, 2014.

Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М., 2010.

Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох / Отв. ред. А.П.Саруханян, М.И.Свердлов. М., 2009.

Батракова С.П. Художник переходной эпохи (Сезанн, Рильке) // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.

Вейдле В.В. Умирание искусства / Сост., послесл. В.М.Толмачёв. М., 2001.

Герман М. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. М., 2003.

История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. / Отв. ред. В.Д.Седельник. М., 2009.

Кружков Г. Йейтс и русские поэты ХХ века // Йейтс У.Б. Роза и Башня. СПб., 1999.

Кружков Г. Луна и дискобол: О поэзии и поэтическом переводе. М., 2012.

Культурология ХХ века. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

Самосознание культуры и искусства ХХ века / Сост. Р.А.Гальцева. М., 2000.

Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. М., 1994.

Турчин А.  Образ двадцатого. М.,  2003.

Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. М.,  2002.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986.

Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1997.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

Театр ХХ века. Закономерности развития.  М., 2003.

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы. М.,  2002.

Пикон Г. Сюрреализм (1919-1939). М., 1995.

Шеньё-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.,  2002.

Энциклопедия экспрессионизма. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Пер. с фр.; научн. ред. пер., послесл. В.М.Толмачёв.  М.,  2003.

Зверев А.М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. М., 1989.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

Великовский С.И. В скрещенье лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987.

Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры.  М., СПб.,  1999.

Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. М., 1980.

Зонина Л.А. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М.,  1994.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982.

Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. М., 1994.

Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. М., 2002.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.

Аверинцев С.С. Герман Гессе // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. Ярославль, 1982.

Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века.  М., 1973.

Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. М., 1989. 

Зверев А.М. Американский роман 20–30-х годов. М., 1982.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997. 

Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.,  1997.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998.      

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Под ред. Г.К. Косикова. М., 2000.

Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. М., 2012.

Якимович А.К. Реализмы ХХ века. М., 2000.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.