Научные исследования

3 год 1 семестр – 30 з.е.. Промежуточная аттестация (зачет) - выставляется научным руководителем аспиранта при обязательном  выполнения этапа п.1-3 научно-исследовательской деятельности аспиранта (подробно см. таблица 3) ;

3 год 2 семестр – 21 з.е. Промежуточная аттестация (зачет). выставляется по итогам защиты индивидуальных научных достижений на заседании кафедры п. 4-6 (подробно см. таблица 2);

 

Компетенции, формируемые в ходе  научно-исследовательской деятельности аспиранта и подготовки научно-квалификационной работы: УК 1; УК 2; УК 3; УК 4; УК 5; ОПК 1; ОПК 2; ПК (конкретный набор профессиональных компетенций определяется в образовательной программе по конкретному профилю подготовки).

Целью научно-исследовательской деятельности аспиранта является формирование исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения, применения новых научных знаний для решения актуальных социальных, гуманитарных, управленческих  и иных проблем современного общества

Основными задачами научно-исследовательской деятельности аспиранта как ведущего звена в подготовке научно-квалификационной работы (диссертации) являются:

-     формирование и развитие навыков проведения научного исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи;

-     формирование творческого мышления на основе базовой образовательной подготовки и сформированного высокого уровня владения научно-исследовательскими знаниями, умениями и навыками;

-     осуществление деятельности, направленной на решение научных задач под руководством научного руководителя, развитие творческих способностей и профессиональных качеств личности аспиранта.

 

Требования к научно-исследовательской деятельности аспиранта

Научные исследования, включая научно-исследовательскую деятельность аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук являются обязательным разделом учебного плана подготовки аспиранта.

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку в области филологии, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую.

Оценочные средства

Используемые оценочные средства/ критерии и показатели для определения сформированности компетенций научно-исследовательской деятельности  аспирантов

 

Таблица 1. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя 

(для аспирантов 1 года обучения)

Этапы Оценочные средства Критерии оценивания результатов обучения Показатели оценивания результатов обучения
1 План научно-квалификационной работы   0 1 2
Логичность План не логичен План составлен в целом логично, но присутствует отдельные недочеты Логика исследования соблюдена в плане работы
Соответствие теме исследования План не соответствует теме исследования Имеются отдельные недочеты План полностью соответствует теме исследования
Соответствие цели и задачам исследования План не соответствует целям и задачам исследования План в целом соответствует целям и задачам исследования, но имеются отдельные недочеты План полностью соответствует целям и задачам исследования
2 Составление библиографии Полнота и разнообразие представленных источников В библиографии отсутствуют значимые для изучения данной проблемы источники В целом, библиография полна и разнообразна с точки зрения представленных источников, но присутствуют отдельные замечания Библиография полна и разнообразна с точки зрения представленных источников
Правила технического оформления Библиография составлена без учета требований ГОСТ[1] В целом, библиография составлена в соответствие с требованиями ГОСТ, но с отдельными недостатками Составлена в соответствие с требованиями ГОСТ
3 Научный обзор по теме исследования Системность научный обзор не содержит системного анализа имеющихся научных достижений по теме В целом, представлен комплексный анализ научных достижений по теме, но имеют отдельные замечания, недоработки Проведен системный анализ научных достижений по теме исследования
Критический анализ научных достижений по теме работы Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений
Стилистика научного обзора Грубо нарушены правила стилистического написания научных текстов Имеются отдельные замечания к стилистике текста Научный обзор написан в соответствие с правилами стилистики, предъявляемыми к написанию научных работ
4 Доклад на научном семинаре или конференции по теме исследования Содержание доклада Доклад выполнен на низком теоретическом уровне Имеются отдельные замечания к содержанию доклада Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада
Коммуникативная компетентность докладчика Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований
5 Подготовка статьи по итогам доклада на научном семинаре/конференции (см.п 4) Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы
Научная новизна статьи В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается
Соблюдение правил оформления и авторского права В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют
6 Сбор и обработка научной, информации по теме диссертационной работы (оформляется в виде обзора) Актуальность собранной информации Собранная информация не является актуальной Собранная информация в целом актуально, но имеются отдельные недостатки Собранная информация является актуальной
Достоверность собранных данных Собранные вторичные данные обладают признаками недостоверности В целом вторичные данные достоверны, признаки недостоверности имеются у отдельных типов данных Собранные данные достоверны
Релевантность собранной информации (соответствие теме и задачам исследования) Собранная информация нерелевантна задачам исследования Отдельная собранная информация не соответствует задачам исследования Собранная информация полностью релевантна
Умение правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы Не умеет правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение выбора метода обработки информации по теме работы Умеет правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы
7 Рецензирование выпускных квалификационных работ бакалавров Навык критического анализа научного текста Отсутствует навык критического анализа Частично освоенное умение критического анализа научного текста Навык критического анализа научного текста сформирован
Уметь оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности Не умеет оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности Успешное и систематическое умение оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности
Соблюдение правил оформления и структуры представленной рецензии Представленная рецензия оформлена с грубыми нарушениями правил оформления; структура нарушена Представленная рецензия оформлена в целом, в соответствие с правилами оформления; структура рецензии соблюдена Представленная рецензия оформлена в полном соответствия с правилами оформления; структура рецензии соблюдена

 

Таблица 2. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя 

(для аспирантов 2 года обучения)

Этапы Оценочные средства Критерии оценивания результатов обучения Показатели оценивания результатов обучения
1 Подготовка главы кандидатской диссертации   0 1 2
Уровень методологической проработки проблемы Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских задач Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских задач
Сформированность навыка критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования Фрагментарное применение навыка критического анализа существующих теоретических концепций по теме исследования В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования Сформирован навык критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования
2 Доклад на всероссийской или международной конференции по теме исследования Содержание доклада Доклад выполнен на низком теоретическом уровне Имеются отдельные замечания к содержанию доклада Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада
Коммуникативная компетентность докладчика Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований
Умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует частично освоенное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует успешное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках
3 Подготовка статьи для рецензируемого научного журнала из списка журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы
Научная новизна статьи В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается
Соблюдение правил оформления и авторского права В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют
4 Разработка инструментария исследования Владение навыком применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности Слабо развитые навыки применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности Стабильно проявляемые навыки применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности Стабильно проявляемые навыки успешного применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности
Владение навыком разработки инструментария филологического исследования Слабо развитые навыки разработки инструментария филологического исследования Стабильно проявляемые навыки разработки инструментария филологического исследования Стабильно проявляемые навыки успешной разработки инструментария филологического исследования

 

Таблица 2. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя 

(для аспирантов 3 года обучения)

Этапы Оценочные средства Критерии оценивания результатов обучения Показатели оценивания результатов обучения
1 Работа по выполнению диссертационного исследования   0 1 2
Соответствие программе исследования Прикладная часть исследования выполнена не в соответствие со сформированным планом исследования Прикладная часть исследования выполнена в соответствие со сформированным планом исследования, но с отдельными замечаниями Прикладная часть исследования выполнена в полном соответствии со сформированным планом исследования
Уровень оформления результатов исследования Низкий уровень оформления результатов исследование, отсутствие навыков систематизации и представления информации Хороший уровень оформления результатов исследование, навык систематизации и представления информации в целом сформирован, имеются отдельные замечания Высокий уровень оформления результатов исследование, навык систематизации и представления информации полностью сформирован
2 Подготовка статьи для рецензируемого научного журнала из списка журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы
Научная новизна статьи В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается
Соблюдение правил оформления и авторского права В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют
3 Участие в научно-практической конференции различного уровня (с опубликованием тезисов доклада) Содержание доклада Доклад выполнен на низком теоретическом уровне Имеются отдельные замечания к содержанию доклада Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада
Коммуникативная компетентность докладчика Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований
Умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует частично освоенное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках Аспирант демонстрирует успешное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках
Умение применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках Не умеет применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках Сформированные, но содержащие отдельные пробелы умения применять знания об основных стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках Сформированное умение применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках
4 Работа по оформлению диссертации Оформление рукописи в соответствие с ГОСТ Рукопись Оформлена некорректно В целом рукопись оформлена правильно, но содержит отдельные замечания Рукопись оформлена в соответствие с требованиями
5 Подготовка автореферата Полнота изложения выводов исследования     В автореферате выводы исследования представлены
Соответствие требованиям к структуре и правилам оформления автореферата [2] Автореферат оформлен с грубыми нарушениями требований к структуре и правилам оформления автореферата В целом, автореферат оформлен правильно, но имеются отдельные недочеты при оформлении и соблюдении структуры автореферата Автореферат оформлен в полном соответствии с требованиями к структуре и правилам оформления автореферата
6 Подготовка научного доклада Содержание научного доклада Содержание научного доклада не позволяет донести основные цели, задачи и результаты исследования Содержание научного доклада в целом, позволяет донести основные цели, задачи и результаты исследования, но и имеются отдельные замечания Содержание научного доклада позволяет полностью донести основные цели, задачи и результаты исследования

[1] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».

[2] Определяется ГОСТ 7.0.11- 2011.