3 год 1 семестр – 30 з.е.. Промежуточная аттестация (зачет) - выставляется научным руководителем аспиранта при обязательном выполнения этапа п.1-3 научно-исследовательской деятельности аспиранта (подробно см. таблица 3) ;
3 год 2 семестр – 21 з.е. Промежуточная аттестация (зачет). выставляется по итогам защиты индивидуальных научных достижений на заседании кафедры п. 4-6 (подробно см. таблица 2);
Компетенции, формируемые в ходе научно-исследовательской деятельности аспиранта и подготовки научно-квалификационной работы: УК 1; УК 2; УК 3; УК 4; УК 5; ОПК 1; ОПК 2; ПК (конкретный набор профессиональных компетенций определяется в образовательной программе по конкретному профилю подготовки).
Целью научно-исследовательской деятельности аспиранта является формирование исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения, применения новых научных знаний для решения актуальных социальных, гуманитарных, управленческих и иных проблем современного общества
Основными задачами научно-исследовательской деятельности аспиранта как ведущего звена в подготовке научно-квалификационной работы (диссертации) являются:
- формирование и развитие навыков проведения научного исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи;
- формирование творческого мышления на основе базовой образовательной подготовки и сформированного высокого уровня владения научно-исследовательскими знаниями, умениями и навыками;
- осуществление деятельности, направленной на решение научных задач под руководством научного руководителя, развитие творческих способностей и профессиональных качеств личности аспиранта.
Требования к научно-исследовательской деятельности аспиранта
Научные исследования, включая научно-исследовательскую деятельность аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук являются обязательным разделом учебного плана подготовки аспиранта.
Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку в области филологии, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую.
Оценочные средства
Используемые оценочные средства/ критерии и показатели для определения сформированности компетенций научно-исследовательской деятельности аспирантов
Таблица 1. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя
(для аспирантов 1 года обучения)
Этапы | Оценочные средства | Критерии оценивания результатов обучения | Показатели оценивания результатов обучения | ||
1 | План научно-квалификационной работы | 0 | 1 | 2 | |
Логичность | План не логичен | План составлен в целом логично, но присутствует отдельные недочеты | Логика исследования соблюдена в плане работы | ||
Соответствие теме исследования | План не соответствует теме исследования | Имеются отдельные недочеты | План полностью соответствует теме исследования | ||
Соответствие цели и задачам исследования | План не соответствует целям и задачам исследования | План в целом соответствует целям и задачам исследования, но имеются отдельные недочеты | План полностью соответствует целям и задачам исследования | ||
2 | Составление библиографии | Полнота и разнообразие представленных источников | В библиографии отсутствуют значимые для изучения данной проблемы источники | В целом, библиография полна и разнообразна с точки зрения представленных источников, но присутствуют отдельные замечания | Библиография полна и разнообразна с точки зрения представленных источников |
Правила технического оформления | Библиография составлена без учета требований ГОСТ[1] | В целом, библиография составлена в соответствие с требованиями ГОСТ, но с отдельными недостатками | Составлена в соответствие с требованиями ГОСТ | ||
3 | Научный обзор по теме исследования | Системность | научный обзор не содержит системного анализа имеющихся научных достижений по теме | В целом, представлен комплексный анализ научных достижений по теме, но имеют отдельные замечания, недоработки | Проведен системный анализ научных достижений по теме исследования |
Критический анализ научных достижений по теме работы | Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений | Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений | ||
Стилистика научного обзора | Грубо нарушены правила стилистического написания научных текстов | Имеются отдельные замечания к стилистике текста | Научный обзор написан в соответствие с правилами стилистики, предъявляемыми к написанию научных работ | ||
4 | Доклад на научном семинаре или конференции по теме исследования | Содержание доклада | Доклад выполнен на низком теоретическом уровне | Имеются отдельные замечания к содержанию доклада | Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне |
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) | Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует | В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания | Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада | ||
Коммуникативная компетентность докладчика | Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований | ||
5 | Подготовка статьи по итогам доклада на научном семинаре/конференции (см.п 4) | Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы | Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы | В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания | Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы |
Научная новизна статьи | В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы | В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания | Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается | ||
Соблюдение правил оформления и авторского права | В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования | В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют | Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют | ||
6 | Сбор и обработка научной, информации по теме диссертационной работы (оформляется в виде обзора) | Актуальность собранной информации | Собранная информация не является актуальной | Собранная информация в целом актуально, но имеются отдельные недостатки | Собранная информация является актуальной |
Достоверность собранных данных | Собранные вторичные данные обладают признаками недостоверности | В целом вторичные данные достоверны, признаки недостоверности имеются у отдельных типов данных | Собранные данные достоверны | ||
Релевантность собранной информации (соответствие теме и задачам исследования) | Собранная информация нерелевантна задачам исследования | Отдельная собранная информация не соответствует задачам исследования | Собранная информация полностью релевантна | ||
Умение правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы | Не умеет правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение выбора метода обработки информации по теме работы | Умеет правильно выбрать метод обработки собранной научной, статистической, вторичной информации по теме работы | ||
7 | Рецензирование выпускных квалификационных работ бакалавров | Навык критического анализа научного текста | Отсутствует навык критического анализа | Частично освоенное умение критического анализа научного текста | Навык критического анализа научного текста сформирован |
Уметь оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности | Не умеет оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности | Успешное и систематическое умение оценить стилистические особенности представления результатов научной деятельности | ||
Соблюдение правил оформления и структуры представленной рецензии | Представленная рецензия оформлена с грубыми нарушениями правил оформления; структура нарушена | Представленная рецензия оформлена в целом, в соответствие с правилами оформления; структура рецензии соблюдена | Представленная рецензия оформлена в полном соответствия с правилами оформления; структура рецензии соблюдена |
Таблица 2. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя
(для аспирантов 2 года обучения)
Этапы | Оценочные средства | Критерии оценивания результатов обучения | Показатели оценивания результатов обучения | ||
1 | Подготовка главы кандидатской диссертации | 0 | 1 | 2 | |
Уровень методологической проработки проблемы | Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем | В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских задач | Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских задач | ||
Сформированность навыка критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования | Фрагментарное применение навыка критического анализа существующих теоретических концепций по теме исследования | В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования | Сформирован навык критического анализа и оценки существующих теоретических концепций по теме исследования | ||
2 | Доклад на всероссийской или международной конференции по теме исследования | Содержание доклада | Доклад выполнен на низком теоретическом уровне | Имеются отдельные замечания к содержанию доклада | Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне |
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) | Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует | В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания | Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада | ||
Коммуникативная компетентность докладчика | Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований | ||
Умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует частично освоенное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует успешное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | ||
3 | Подготовка статьи для рецензируемого научного журнала из списка журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ | Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы | Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы | В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания | Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы |
Научная новизна статьи | В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы | В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания | Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается | ||
Соблюдение правил оформления и авторского права | В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования | В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют | Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют | ||
4 | Разработка инструментария исследования | Владение навыком применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности | Слабо развитые навыки применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности | Стабильно проявляемые навыки применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности | Стабильно проявляемые навыки успешного применения филологических методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности |
Владение навыком разработки инструментария филологического исследования | Слабо развитые навыки разработки инструментария филологического исследования | Стабильно проявляемые навыки разработки инструментария филологического исследования | Стабильно проявляемые навыки успешной разработки инструментария филологического исследования |
Таблица 2. Оценочные средства, критерии оценивания и показателя
(для аспирантов 3 года обучения)
Этапы | Оценочные средства | Критерии оценивания результатов обучения | Показатели оценивания результатов обучения | ||
1 | Работа по выполнению диссертационного исследования | 0 | 1 | 2 | |
Соответствие программе исследования | Прикладная часть исследования выполнена не в соответствие со сформированным планом исследования | Прикладная часть исследования выполнена в соответствие со сформированным планом исследования, но с отдельными замечаниями | Прикладная часть исследования выполнена в полном соответствии со сформированным планом исследования | ||
Уровень оформления результатов исследования | Низкий уровень оформления результатов исследование, отсутствие навыков систематизации и представления информации | Хороший уровень оформления результатов исследование, навык систематизации и представления информации в целом сформирован, имеются отдельные замечания | Высокий уровень оформления результатов исследование, навык систематизации и представления информации полностью сформирован | ||
2 | Подготовка статьи для рецензируемого научного журнала из списка журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ | Соответствие содержания статьи теме выпускной научно-квалификационной работы | Содержание статьи не соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы | В целом, содержание статьи соответствует теме исследования, но имеются отдельные замечания | Содержание статьи соответствует теме выпускной научно-квалификационной работы |
Научная новизна статьи | В статье не представлен авторский вклад аспиранта в решение научной проблемы | В целом статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта раскрыт, но есть отдельные замечания | Статья обладает новизной выводов, предложений, личный вклад аспиранта в решение научной проблемы четко прослеживается | ||
Соблюдение правил оформления и авторского права | В статье присутствуют грубые нарушения правил оформления и /или некорректные заимствования | В целом статья оформлена в соответствие с правилами, но присутствуют отдельные замечания к оформлению; некорректные заимствования отсутствуют | Статья оформлена в полном соответствии с правилами, замечаний к оформлению нет; некорректные заимствования отсутствуют | ||
3 | Участие в научно-практической конференции различного уровня (с опубликованием тезисов доклада) | Содержание доклада | Доклад выполнен на низком теоретическом уровне | Имеются отдельные замечания к содержанию доклада | Доклад является содержательным, полным, выполнен на высоком теоретическом уровне |
Техническое оформление доклада (мультимедийная презентация) | Презентация технически подготовлена не правильно, не позволяет донести основное содержание доклада / или отсутствует | В целом, технически презентация оформлена правильно, позволяет донести содержание доклада, имеются отдельные замечания | Презентация оформлена на высоком техническом уровне, позволяет донести содержание доклада | ||
Коммуникативная компетентность докладчика | Аспирант демонстрирует отсутствие навыка публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и умения публичной презентации результатов научных исследований | Аспирант демонстрирует высокий уровень коммуникативных навыков и умений публичной презентации результатов научных исследований | ||
Умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует частично освоенное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | Аспирант демонстрирует успешное умение следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках | ||
Умение применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках | Не умеет применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы умения применять знания об основных стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках | Сформированное умение применять на практике знания о стилистических особенностях представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках | ||
4 | Работа по оформлению диссертации | Оформление рукописи в соответствие с ГОСТ | Рукопись Оформлена некорректно | В целом рукопись оформлена правильно, но содержит отдельные замечания | Рукопись оформлена в соответствие с требованиями |
5 | Подготовка автореферата | Полнота изложения выводов исследования | В автореферате выводы исследования представлены | ||
Соответствие требованиям к структуре и правилам оформления автореферата [2] | Автореферат оформлен с грубыми нарушениями требований к структуре и правилам оформления автореферата | В целом, автореферат оформлен правильно, но имеются отдельные недочеты при оформлении и соблюдении структуры автореферата | Автореферат оформлен в полном соответствии с требованиями к структуре и правилам оформления автореферата | ||
6 | Подготовка научного доклада | Содержание научного доклада | Содержание научного доклада не позволяет донести основные цели, задачи и результаты исследования | Содержание научного доклада в целом, позволяет донести основные цели, задачи и результаты исследования, но и имеются отдельные замечания | Содержание научного доклада позволяет полностью донести основные цели, задачи и результаты исследования |
[1] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».
[2] Определяется ГОСТ 7.0.11- 2011.