Аспирантский семинар

Расписание занятий Темы для самостоятельного изучения Тексты к экзамену

Расписание занятий 

(весенний семестр 2013/2014,
посещение для аспирантов 1 г.о. обязательно)       
по четвергам, в 11.30

 1 занятие (20 февраля)        

Курциус («Европейская литература и латинское Средневековье»), Жильсон («Философия в Средневековье»), Зюмтор («Опыт построения средневековой поэтики»),  Аверинцев («Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью», см. кафедральный сайт), Гуревич («Категории средневековой культуры»).

Проводит занятие доц. В.Ю.Лукасик

 2 занятие (27 февраля)            

Буркхардт («Культура Италии в эпоху Возрождения»), Хейзинга («Осень Средневековья»), Бицилли («Место Ренессанса в истории культуры»), Косиков («Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы»)

Проводит занятие доц. В.Ю.Лукасик

3 занятие (6 марта)    

Шпенглер («Закат Европы»), Бердяев («Смысл истории», «Кризис искусства», «Воля к жизни»«Воля к культуре»), Флоренский («Обратная перспектива», «О Блоке»)

Проводит занятие проф. В.М.Толмачёв

4 занятие (13 марта)     

Фуко, Хабермас («Что такое Просвещение?», «Модерн – незавершенный проект»), М.Хоркхаймер, Т.Адорно («Понятие Просвещения», из кн. «Диалектика Просвещения»)

Проводит занятие проф. Н.Т.Пахсарьян

 5 занятие (20 марта)    

Валери («Тетради»), Ортега-и-Гассет («Дегуманизация искусства»), Элиот («Традиция и индивидуальный талант», «Гамлет и его проблемы»), Вяч. Иванов («Гёте на рубеже столетий», «Переписка из двух углов» - совместно с Гершензоном), Белый («Символизм и современное русское искусство», «Почему я был символистом…»), Мережковский («Л. Толстой и Достоевский»)

 Проводит занятие проф. В.М. Толмачёв

6 занятие (27 марта) 

Прац («Романтическая агония»), Абрамс, Жирмунский («Немецкий романтизм и современная мистика»), Берковский («Романтизм в Германии»), Карельский («Немецкий Орфей»).

Проводит занятие преп. Н.К.Новикова

7 занятие (3 апреля)    

Фрейд («Толкование сновидений», этюд о Леонардо), Башляр («Грезы о воздухе»)

Проводит занятие доц. А.Ю. Зиновьева

6 занятие (10 апреля)   

Лукач («Теория романа»), Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), Святополк-Мирский (Д.Мирский) («Реализм» - статья из т.9 «Литературной энциклопедии» - М., 1935)

Проводит занятие проф. В.М.Толмачёв

7 занятие (24 апреля)  

Русский формализм: Эйхенбаум («Как сделана «Шинель»», «Теория формального метода»), Шкловский («Искусство как прием»), Тынянов («Литературный факт», «О литературной эволюции»)

Проводит занятие ст.н.с. Д.А. Иванов

8 занятие (8 мая)  

М.М.Бахтин («К методологии гуманитарных наук», «Эпос и роман: о методологии исследования романа», «Проблемы поэтики Достоевского»)

Проводит занятие преп. Н.А. Мороз

9 занятие (15 мая)  

Американская «новая критика» (Брукс, Фрай).

Проводит занятие доц. А.Ю. Зиновьева

 

в начало страницы


 

Темы для самостоятельного изучения

(обязательно посещение лекций О.Ю. Пановой)

1.     Французский структурализм и постструктурализм (Женетт, Барт, Тодоров, Фуко, Кристева).

2.     Йельские критики (Де Ман, Блум).

3.     Вокруг постмодернизма (Лиотар, Бодрийяр, Джеймисон).

4.     Герменевтика (Яусс, Изер).

5.     Нарратология.

6.     Русское литературоведение ХХ в. («Теория романа» Б.Грифцова, «Умирание искусства» В.Вейдле, «О психологической прозе», Л.Гинзбург,  работы Ю. Лотмана, Е.Мелетинского, В.Н.Топорова, С.Аверинцева, М.Гаспарова)

 

в начало страницы


 

Тексты к экзамену

Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью.

Ауэрбах Э. Мимесис.

Барт Р. Нулевая степень письма. От произведения к тексту. Смерть автора.

Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). К методологии гуманитарных наук.

Башляр Г. Грезы о воздухе (Вода и грезы).

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Кризис искусства.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры.

Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания.

Бодрийяр, Ж. Симуляция и симулякры.

Брукс К.Хорошо сделанная ваза (TheWell-WroughtUrn).

Бурдье П.   Поле литературы.

Валери П. Из тетрадей.

Де Ман П. Аллегории чтения.

Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма.

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах (в кн.: Культурология. ХХ век. Антология / Сост. С.Я.Левит. М.: Юрист, 1995. С.213-255).

Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике (В 2 т., 1998)

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика.

Зедльмайр Х. Утрата середины.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики.

Иванов Вяч. Гёте на рубеже двух столетий. Переписка из двух углов.

Изер В. Процесс чтения: Феноменологический подход.

Курциус Э.Р. Европейская литература и латинское Средневековье (в переводах на англ., нем., фр., исп.).

Лиотар Ж.-Ф. Что такое постмодерн?

Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. О содержании и структуре понятия «художественная литература».

Лукач Г. Теория романа.

Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (о Бодлере, Прусте).

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.

Панофский Э. Idea.

Прац М. Романтическая агония.

Сартр Ж.-П. Ситуации. Что такое литература?

Тодоров Ц. Как читать?

Тынянов Ю.Н. Литературный факт. О литературной эволюции. О пародии.

Флоренский П.А. Обратная перспектива. О Блоке.

Фрейд З. Художник и фантазирование. Леонардо да Винчи.

Фуко М. Что такое автор? Что такое Просвещение?

Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект.

Хейзинга Й. Осень Средневековья.

Шкловский В. Искусство как прием.

Эйхенбаум Б. Теория «формального метода». Как сделана «Шинель».

Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант. Гамлет и его проблемы.

Якобсон Р. Леви-Строс К. «Кошки» Шарля Бодлера.

Антологии:

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост. Г.К.Косиков. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия / Отв. ред. Н.А.Хренов, А.С.Мигунов. М.: Прогресс-традиция, 2007.

Современная литературная теория: Антология / Сост. И.В.Кабанова. М.: Флинта, Наука, 2004.