Вопросы к зачету

 XIX век (романтизм)

(для 2-го курса русского отделения) 

  1. Общая характеристика эпохи романтизма (исторические предпосылки, уровень научного знания).
  2. Романтизм как мировоззрение. Роль философского учения Фихте (Я - не-Я), диалектики Шеллинга (понимание двойственности каждого явления, неоднозначности человеческого типа).
  3. Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.
  4. Романтизм как художественный метод: конфликт произведения (идеал – действительность); субъективный принцип изображения героя; характер сюжета (статичность действия малая сменяемость обстоятельств, фрагментарность вместо последовательности событий); смысл «местного колорита» (примеры).
  5. Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Опровержение классицизма в предисловии к сборнику «Лирические баллады». Характерные темы лирики лейкистов (Вордсворта, Колриджа, Саути).
  6. В.Скотт – создатель жанра исторического романа (анализ одного из произведений). Причины утверждения исторического жанра в эпоху романтизма.
  7. Основные произведения Д.Г.Байрона. Характер конфликта - протест героя (проследить от «Паломничества Чайлд-Гарольда» до «Каина»).
  8. Байронический герой: примеры в европейской литературе.
  9. Смысл искусства у ранних немецких (иенских) романтиков. Раннеромантический роман о художнике: «Странствия Франца Штернбальда» Л.Тика, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса: общая характеристика.
  10. Гейдельбергский романтизм, его связь с историческими событиями времени. Идея «народности», обращение к фольклору («Волшебный рог мальчика» А.Арнима и К.Брентано, сказки бр.Гримм).
  11. Анализ одной из драм Г.Клейста.
  12. Смысл фантастики в творчестве Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Песочный человек»).
  13. Столкновение идеала и действительности в произведениях Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Житейские воззрения Кота Мурра»).
  14. Анализ произведения А.Шамиссо «История Петера Шлемиля»
  15. Анализ произведения Й.Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника»: смысл образа героя.
  16. Общая характеристика творчества Г.Гейне.
  17. Этапы французского романтизма; причина продолжительности его существования.
  18. Образ современного человека в раннем французском романтизме; психологизм изображения (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан, Б. Констан).
  19. Французский психологический роман («Исповедь сына века» А.Мюссе).
  20. Выступление против классицистической драматургии (предисловие к драме В Гюго «Кромвель»).
  21. Развитие жанра исторического романа у французских романтиков (новое по сравн. с В. Скоттом): «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Сен-Мар» А. де Виньи, романы А. Дюма.
  22. Социальная тематика в романах В. Гюго и Ж. Санд (анализ одного из романов).
  23. Общая характеристика романтизма США; его особенности романтизма по сравнению с западноевропейским.
  24. Анализ одного из произведений В. Ирвинга.
  25. Особенности романтического мира и романтического героя в пенталогии Ф. Купера.
  26. Творчество Э.А.По: кажущееся и реальное, фатальное и абсурдное в человеке и действительности (на конкретных примерах).
  27. Особенности «детективного» сюжета Э.А.По.
  28. Новый характер маринистики в романе Г.Мелвилла «Моби Дик».