Программа ГИА для выпускника магистратуры 2017

 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Филологический факультет
 Отделение современных языков и литератур
Кафедра истории зарубежной литературы

МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520300 – «Филология»
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«История литературы Западной Европы и Америки:   
классические тексты, поэтика, контексты»

Квалификация (степень): магистр
Руководитель: проф. В.М.Толмачёв

 

ПРОГРАММА ГИА  ДЛЯ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ

 

Москва
2016

 


 

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для выпускников магистратуры по направлению «История литературы Западной Европы и Америки: классические тексты, поэтика, контексты» проводится специально назначенной Государственной экзаменационной комиссией (далее – ГЭК) и состоит из двух этапов:

  1. Государственного экзамена.
  2. Защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

I. Государственный экзамен

Государственный экзамен проходит в устной форме и сдается ГЭК.

В каждом из предлагающихся выпускнику билетов содержится 4 вопроса, которые охватывают материал всех пройденных магистрантом специальных предметов по истории зарубежной литературы Средневековья и Ренессанса;  XVII-XVIII века;  XIX в.; XXвека (согласно дисциплинам учебного плана).

Из них выпускник-магистрант отвечает на 2 вопроса.

1)    Первый вопрос обязательно должен быть связан с историко-литературной  эпохой (например, ХХ век), по тематике которой выпускником выполнена ВКР.

2)    Второй вопрос выбирается по усмотрению отвечающего, но он не должен быть связан с той историко-литературной эпохой, по тематике которой выполнена ВКР.

Всего выпускнику будет предложен 21 билет (84 вопрос).

На подготовку к ответу магистранту отводится не менее 60 минут. Государственная комиссия, последовательно выслушав всех экзаменуемых, выносит затем коллегиальное решение о каждой (суммарной) оценке и сообщает его выпускникам.

Экзамен проводится в устной форме на русском языке с возможным приведением отдельных примеров на иностранном языке (названия произведений на языке оригинала, цитаты). Выслушав ответ на каждый из вопросов, ГЭК в случае необходимости задает уточняющие и дополнительные вопросы (в рамках тематики ответа и понимания выпускником анализируемого материала). Отвечая на вопросы, выпускник должен продемонстрировать беглость и чистоту речи.

Общее время основного ответа и дополнительных ответов – до 45 минут.

 

Критерии оценки

Оценка «неудовлетворительно»

  1. Незнание содержания художественных текстов по программе, даты их публикации, точного названия.
  2. Отсутствие понимания вопросов, сформулированных в билете.
  3. Отсутствие навыков литературоведческого анализа классических западных художественных текстов (тематика, проблематика, поэтика; жанровая спецификация; принадлежность к направлению, стилю, художественной манере).
  4. Разрозненные или фрагментарные знания о литературных эпохах, принципах их культурологической, а также историко-литературной дифференциации. Незнание основного культурного фона (философия, история искусств).
  5. Неверный или излишне абстрактный ответ на вопрос билета, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «удовлетворительно»

  1. В целом оформленное, но содержащее серьезные пробелы знание художественного материала (примерное знание лишь тематики, а также основных литературных приемов).
  2. Слабое наличие навыков историко-типологического, а также компаративного анализа (художественный текст с определенным набором образов, мотивов в системе эпохи).
  3. Расплывчатое знание о границах литературных эпох, принципах исторического развития того или иного направления, стиля.
  4. Незнание специальных русских и иностранных научных работ по теме вопроса.
  5. Неполный ответ на вопрос билета, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «хорошо»

  1. Сформированные навыки владения историко-литературным материалом, отдельными принципами его анализа, историко-литературного и поэтологического понимания.
  2. Достаточно полные, но содержащие отдельные пробелы знания общетеоретической проблематики (ограниченное представление о русскоязычных специальных работах по теме вопроса).
  3. Достаточно полный, но содержащий отдельные недостатки ответ на вопрос билета, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «отлично» 

  1. Глубокие, самостоятельные навыки владения историко-литературным материалом, его анализа (место классического художественного текста в творчестве конкретного писателя, эпохе, мировой литературе; знание различных способов анализа художественнного текста с учетом его исторической и видовой специфики).
  2. Выражение собственного научного взгляда на предмет с учетом новейшей научной литературы.
  3. Верный, полный ответ на вопрос билета, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. 

 

Компетенции

При ответе на билет выпускник магистратуры  должен проявить  следующие  универсальные  и профессиональные компетенции –  

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

  • способность  анализировать  и  оценивать литературный процесс в литературе Западной Европы и Америки (от раннего Средневековья до начала ХХI в.);
  • способность к критическому анализу западных художественных текстов на языке оригинала в системе культуры;

б) инструментальные:

  • владение инструментарием анализа иностранного художественного текста в русле культурологического, сравнительно-исторического, типологического, формального подходов;
  • владение навыками работы в иностранных электронных ресурсах и компьютерных библиотеках;

в) системные:

  • способность  к сравнительному изучению литературных, философских, художественных (живопись, кино), документальных (исторических; архивных) текстов в контексте исторической поэтики.

Профессиональные компетенции:

Общепрофессиональные компетенции: 

  • знание междисциплинарных возможностей изучения западной литературной классики;
  • владение категориально-терминологическим аппаратом современного западного литературоведения, важнейших литературоведческих зарубежных научных школ;
  • владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа иностранных художественных текстов различных эпох;
  • владение навыками перевода, научного комментирования и подготовки научных, научно-популярных изданий западных литературно-художественных, критических, публицистических и др. текстов;
  • владение навыками биобиблиографического описания иностранных художественных художественных текстов.             

 

Названные компетенции охватывают собой следующий историко-литературный, а также культурологический материал:

  • Представление о художественной литературе в контексте культуры Западной Европы и Америки, об общем и вариативном (национальном, индивидуальном) в историко-культурном процессе от Средневековья до начала XXI в. Значение для западных литератур христианской традиции (библейские образы), античного наследия, диалога / конфликта между художественными эпохами, поколениями, а также творчества отдельных авторов, произведений (бл. Августин, скандинавские саги, рыцарский роман, поэзия трубадуров, Данте, Петрарка, Сервантес, Рабле, Шекспир, Милтон, Корнель, Расин, Руссо, Вольтер, Мольер, Дефо, Шиллер, Гёте, Байрон, Скотт, Бальзак, Стендаль, Гюго, Колридж, Вордсворт, Диккенс, Флобер, Бодлер, Золя, Ибсен, Гамсун, Стриндберг, Джойс, Д.Г.Лоренс, Элиот, Паунд, Т.Манн, Р.М.Рильке, Унамуно, Хемингуэй, Фолкнер, Сартр, Камю, Беккет, Борхес, Кортасар, Гарсиа Маркес, Эко, Акройд, Турнье и др.). Влияние богословия (западные отцы церкви, Фома Аквинский), философии (гуманисты Ренессанса, Монтень, Спиноза, Локк, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше, Бергсон, Хайдеггер и др.), социологии (Конт, Тэн), естественно-научного знания (Дарвин), психоанализа (Фрейд, Юнг, Рейх и др.) на западную литературу. Крупнейшие исторические события в трактовке западных писателей. Война идеологий, мировоззрений и ее отражение в западной литературе ХХ в.   
  • Принципы периодизации истории западной литературы, разграничения между нормативной и ненормативной поэтикой, классическим и неклассическим типом творчества. Историко-литературное наполнение основных культурологических (Средневековье, Ренессанс, Просвещение, романтизм, модернизм, постмодернизм) и собственно литературоведческих концептов, использующихся для характеристики как движения, стиля, индивидуально-личностной манеры (маньеризм, барокко, классицизм, рококо, романтизм и различные романтизмы, бидермейер, реализм, натурализм, символизм, различные авангарды и модернизмы, постмодернизм), так и жанра. Теоретические споры о границах эпох, подходах к анализу текста, о продуктивности / непродуктивности отдельных терминов и понятий. 
  • Развитие лирики, эпоса и драмы от Средневековья до начала XXI в. Жанровая типология западного романа от Возрождения до XХ в. (например, роман воспитания, роман о художнике, исторический роман, психологический роман, роман «потока сознания», немецкий «философский роман», экзистенциалистский роман, французский «новый роман»). Интертекстуальность и пародия в постмодернизме. Становление западных критики и литературоведения, вехи их истории (романтическая критика, позитивистское литературоведение, марксизм в литературоведении, формализм, экзистенциализм, структурализм, постструктурализм).    

Полный список вопросов

по истории зарубежной литературы от эпохи Средневековья до начала XXI в.
(весь список вопросов известен выпускникам-магистрантам за полгода до экзамена).

  1. Трактовка грехопадения в «Потерянном рае» Дж.Милтона.
  2. Жанровая традиция «истории обращения» в романе «Робинзоне Крузо» Д. Дефо.
  3. Проблема зла в романе «Повелитель мух» У. Голдинга.
  4. Библейские аллюзии в романе «История мира в 10 ½ главах» Дж. Барнса.
  5. Концепция романа Е.М. Мелетинского.
  6. «Дискуссия о романе» М.М. Бахтина и К.Г. Косикова.
  7. «Тирант Белый» – ключевое произведение в развитии жанра романа.
  8. Парадигматические черты романного жанра в творчестве Кретьена де Труа.
  9. Специфика романной поэтики в «Треволнениях и муках любви» Элизьен де Крен.
  10. Античная образность в «Аде» Данте.
  11. Структура и смысл песни ХХХ «Чистилища» Данте (кульминации «Божественной комедии»).
  12. Образы огня воды и света в «Божественной комедии» Данте.
  13. Три последние песни кантик как выражение их смысла («Ад», «Чистилище», Рай»).
  14. Принципы изображения Дамы у Петрарки. Миф о Дафне.
  15. Особенности испанского сонета. Его взаимоотношение с испанскими поэтическими жанрами.
  16. Сонеты У.Шекспира (традиция и новаторство).
  17. Жанровое своеобразие «Гамлета».
  18. Особенности трагического конфликта в «Гамлете».
  19. Жанровые особенности трагедий Шекспира 1600-х годов.
  20. Трагический герой в пьесах Шекспира 1600-х годов.
  21. Донкихотство как тип человеческого поведения и специфика «донкихотовской ситуации» в романе Сервантеса.
  22. Герой-победитель в драматургии Корнеля и герой-жертва трагедий Расина.
  23. Разновидности «естественного человека» в романе Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
  24. «Кандид» Вольтера: «обыкновенный человек» между крайностями оптимизма и пессимизма.
  25. Руссоизм в его общественно-политическом и литературно-эстетическом вариантах («Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо).
  26. Сюжет «Фауста» Гёте как процесс осознания Фаустом собственной личности и Фауст как символ человечества.
  27. Тема искусства в новеллах Л. Тика.
  28. Романтическая традиция в творчестве Э.Т.А.Гофмана.
  29. Творчество Новалиса.
  30. Главные аспекты «поэтической революции» У.Вордсворта.
  31. Творчество Шелли и Байрона в контексте европейского романтизма.
  32. Сквозные мотивы поэзии Китса.
  33. Викторианская поэзия: романтические традиции и индивидуальное новаторство (А.Теннисон, Р.Браунинг,М.Арнолд, Дж.М.Хопкинс).
  34. Принцип чудесного в прозе Ч. Диккенса.
  35. Детективный сюжет в романах Ч. Диккенса.
  36. Романтический герой и его эволюция в прозе Ч. Диккенса.
  37. Повествовательные методы и персонажи-повествователи в произведениях Ч. Диккенса.
  38. Проблема сверхчувственного знания и духовной слепоты в романах Ч. Диккенса.
  39. Наполеоновская тема в творчестве О. де Бальзака.
  40. Столкновение культурных эпох в романах В. Скотта.
  41. Главный герой исторических романов В. Скотта как литературный тип.
  42. Вещный мир в романах О. де Бальзака.
  43. Западный литературный натурализм XIX-XXвв.: единство, разнообразие, формы.
  44. Открытость западного литературного натурализма к синтезу (романтизм, символизм, модернизмы).
  45. Разновидности артнатурализма в западной литературе XIXв.
  46. Формы натурализма в западной литературе ХХ века.
  47. Обновление индивидуализма в драматургии Х.Ибсена.
  48. Ницше об искусстве и художнике.
  49. Венский литературный модерн: общая характеристика и основные представители.
  50. Символистская драматургия и становление режиссерского театра.
  51. Жанр романа в творчестве К.Гамсуна.
  52. Философско-символические драмы А.Стриндберга.
  53. «Кастильский» и «андалусский» миф в поэзии поколения 98 года.
  54. Литературное новаторство М. де Унамуно в контексте его философских воззрений.
  55. Творчество Г. фон Гофмансталя и «кризис слова».
  56. Проза А. Шницлера: основной конфликт, эффект неожиданности, «Эрос и Танатос», изображение жизни человеческого сознания.
  57. Основные принципы поэтики Р.М. Рильке.
  58. Противопоставление жизни и творчества в произведениях Т. Манна.
  59. Драма художника в произведениях Т. Манна.
  60. Имажизм в поэзии: теория и поэтическая практика.
  61. Журнал «Poetry» и «поэтическое возрождение» в США 1910–1920-х гг.
  62. Поэмы Т.С. Элиота от «Бесплодной земли» до «Четырех квартетов»: тематика, образность, композиция.
  63. Э. Паунд: поэзия и эссеистика от имажизма до «Хью Селвин Моберли».
  64. Э.Хемингуэй и У.Фолкнер как часть «модернистского канона».
  65. Образы Европы в творчестве Э. Хемингуэя.
  66. Мотив насилия в творчестве Э. Хемингуэя.
  67. Повествовательные техники У. Фолкнера в романах 1920–1930-х годов.
  68. Истоки литературы экзистенциализма.
  69. Новеллистика и театр Ж.-П.Сартра как иллюстрация философских тезисов писателя.
  70. Эволюция творчества А. Камю (циклы «Абсурд», «Бунт», «Любовь»).
  71. Поэтика прозы А.Камю 1940–1950-х годов («Чума», «Падение», новеллистка).
  72. Влияние французского экзистенциализма на мировую литературу.
  73. Магический реализм и «чудесная реальность».
  74. Творчество Х.Л.Борхеса и философская фантастика.
  75. Творчество Х.Кортасара: этика и метафизика.
  76. Формы антиутопии в западной литературе ХХ в. (Дж.Оруэлл, Р.Брэдбери, Э. Юнгер, Г. Казак, К. Кизи).
  77. Послевоенная «новая драма»(С. Беккет, Э. Ионеско, Ж. Жене, Г. Пинтер, С. Мрожек) и еевлияние на драму и театр второй половины ХХ в.
  78. «Новый роман»: теория и практика (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон).
  79. Понятие «контр-культура», его соотношение с поэтикой позднего модернизма и неоавангарда. «Битники»; «черные юмористы».
  80. Тема войны в литературе Европы и Америки второй половины ХХ в. – начала XXI в.
  81. Миф, символ и аллегория в художественной литературе второй половины ХХ в. Неомифологизм (У.Голдинг, Дж. Апдайк,М. Турнье).
  82. «Латиноамериканский бум» и его основные концепты («магический реализм», формы фантастического, социального, игры) в творчестве Г.Гарсиа Маркеса, А. Карпентьера, Х.Кортасара.
  83. Основные теории постмодернизма, манифесты постмодернизма (И.Хассан, Ф. Лиотар).
  84. Художественные произведения теоретиков постмодернизма как «классика» постмодернизма (У. Эко, Дж. Барт, П. Акройд).

 

При подготовке к государственному экзамену выпускнику рекомендуется:

  1. восполнить пробелы в знании содержания художественных текстов, которые фигурируют в списке экзаменационных вопросов;
  2. ознакомиться с конспектами лекций по магистерским курсам истории зарубежной литературы;
  3. по возможности соотнести полученные при изучении истории зарубежной литературы знания с отечественной научной литературой (согласно вынесенным на экзамен вопросам);
  4. посетить профильные научные библиотеки (Фундаментальную библиотеку МГУ, ВГБИЛ им. Рудомино), а также познакомиться с материалами по зарубежной литературе, размещенными в интернете;
  5. получить консультации у преподавателей кафедры истории зарубежной литературы, читавших им магистерские 


Научная литература

Готовясь к экзамену, магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века и Ренессанс», «XVII-XVIII вв.», «XIX век; рубеж XIX-XX вв.», «XX век»), который связан с его специализацией. 

I. Теория 

Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М., 1994.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. М., 1999 (или др. более позднее изд.).

Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2001.

Компаньон А. Демон теории / Пер. с фр. М., 2001.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Набоков, Владимир. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. М., 1998. 

Современная литературная теория / Сост. И.В.Кабанова. М., 2004.

Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? / Пер. с фр. М., 2010. 

II. История литературы и культуры 

Средние века и Ренессанс 

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1992.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.

Горбунов А.Н.   Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

Горбунов А.Н. Шекспировские контексты. М., 2006.

Горбунов А.Н. Чосер средневековый. М., 2010.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.       

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

История литературы Италии. Том II. Возрождение. Кн.1. Век гуманизма / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2007; Том II. Возрождение. Кн.2. Чинквиченто / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2010.

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Михайлов А.Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Пискунова С.И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998.

Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2000.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001. 

XVII-XVIII вв. 

ХVII век в диалогах эпох и культур. СПб., 2000.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1974.

Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. СПб., 1999. 

Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.,  2002.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая  поэтика / Отв.  ред. П.А. Гринцер. М., 1994.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Пахсарьян Н.Т. ХVП век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000. М.,  2001.

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб,, 2001.

Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.

Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М., 1996.

Павлова Т. Милтон. М., 1997.

***************

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

ХVIII век: Литература в системе культуры. М., 1999.

ХVIII век: Судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2002.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа  1690–1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого» // Зарубежная литература второго тысячелетия.1000-2000. М., 2001.

Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 2003.

Зарубежная литература XVII в. / Под ред. Н.Т.Пахсарьян. М., 2007.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев, Одесса, 1983.             

Разумовская М.В.  От «Персидских писем»  до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в ХVШ веке. СПб., 1994.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Шайтанов И.О.  Мыслящая муза: Открытие природы в поэзии ХVШ века. М., 1989.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе ХVШ века. М., 1999.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.

Иванов В.И. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., пред. В.М.Толмачёва. М., 1994.

Соловьева Н.А. Разум и чувство в художественном сознании XVIII века. М., 2008.

XIX век; рубеж XIX-XX вв.

Эстетика немецких романтиков / Предисл. А.В.Михайлова. М., 1982.

Горбунов А.Н. «О природе, человеке и обществе» (Вордсворт в период творческого расцвета, 1797-1807) // Вордсворт У. Прелюдия и другие поэтические произведения. М., 2012.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур: Вып.1-3. М., 1998-2007.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / Ред., предисл. Г.К. Косиков. М., 1987.

Толмачёв В.М. Где искать XIX век? //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Гинзбург, Лидия. О психологической прозе. Л., 1971.

Гинзбург Л.Я. О романтизме // Французская романтическая повесть. Л., 1982.

Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление // Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М., 1988.

Толмачёв В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах»: зарубежная литература от Средневековья до современности / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.,  1996.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе:средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.  

Зенкин С.Н.  Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Луков В.А. Французская романтическая драма. Самара,  2002.

Мацевич А. Август Стриндберг. Жизнь и творчество (1849-1912). М., 2003.

Жирмунский В.М.  Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М.,  1982.

Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. Научн. ред. пер., послесловие В.М.Толмачёва. М., 1999.

Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., предисл. В.М.Толмачёв. М., 1994.  

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В.Максимов. СПб., 2000.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Под ред. Г.К. Косикова.  М., 1993.

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Под ред. Г.К. Косикова.  М., 1993.

Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2013.

Шорске К.Э. Вена на рубеже двух веков / Пер. с нем. СПб., 2001.

XX  век

Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 2-е, дополн. и перераб. М., 2014.

Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох / Отв. ред. А.П.Саруханян, М.И.Свердлов. М., 2009.

Герман, Михаил. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. М., 2003.

История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. / Отв. ред. В.Д.Седельник. М., 2009.

Кружков Г. Йейтс и русские поэты ХХ века // Йейтс У.Б. Роза и Башня. СПб., 1999.

Культурология ХХ века. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

Самосознание культуры и искусства ХХ века / Сост. Р.А.Гальцева. М., 2000.

Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. М.,  2002.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

Театр ХХ века. Закономерности развития.  М., 2003.

Шеньё-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. М.,  2002.

Энциклопедия экспрессионизма. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Пер. с фр.; послесл. В.М.Толмачёва.  М.,  2003.

Зверев А.М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. М., 1989.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры.  М., СПб.,  1999.

Зонина Л.А. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М.,  1994.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.

Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. Ярославль, 1982.

Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века.  М., 1973.

Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. М., 1989. 

Толмачёв В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997. 

Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.,  1997.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.

Пьеге-Гро, Натали. Введение в теорию интертекстуальности / Пер. с фр. М., 2008.

Толмачёв В.М. Э.Хемингуэй; Ф.С.Фицджераллд; Р.Фрост; Т.С. Элиот; Э.Паунд // История литературы США. М., 2014. Т.6. Кн.1-2.

Толмачёв В.М. Т.С.Элиот, поэт «Бесплодной земли» // Элиот Т.С. Бесплодная земля / Изд. подготовили В.М.Толмачёв, А.Ю.Зиновьева. М., 2015. 

в начало страницы


II. Требования к содержанию ВКР

  1. ВКР должна быть логично выстроена, иметь сквозную нумерацию страниц (за исключением титульного листа, Содержания, входящих в нумерацию) и содержать:
    • титульный лист с указанием высшего учебного заведения, выпускающей кафедры, магистерской программы, ФИО защищающегося магистранта, ФИО научного руководителя с указанием должности, научного звания, точной (утвержденной на заседании кафедры) темы ВКР;
    • лист Содержание с отсылками к соответствующим страницам ВКР;
    • Введение, обосновывающее выбор темы, цели и задачи исследования, определяющее место работы в кругу других исследований того же тематического поля (основные иностранные, отечественные работы), принцип отбора художественных текстов для анализа;
    • главную исследовательскую часть (2-3 главы, каждая из которых должна иметь заглавие);
    • Заключение, подводящее итоги исследования;
    • научную Библиографию, составленную в соответствии с требованиями ГОСТа.
  1. Необходимо, чтобы ВКР включала развернутый анализ заявленной темы с учетом новейшей научной литературы на русском и иностранном языках (цитаты из специальных иностранных работ приводятся магистрантом в собственном русском переводе; также подлежат переводу все иностранные названия художественных, а также специальных текстов).
  2. Работа должна содержать обоснованные выводы, логично вытекающие из предыдущего изложения и анализа материала.
  3. Научная библиография, имеющая сквозную нумерацию арабскими цифрами, должна состоять из следующих разделов:

I. Тексты (включая все первые издания на языке оригинала, другие значимые издания на языке оригинала; основные переводы на русский язык с указанием переводчика);

II. Общие работы (вначале следуют русскоязычные исследования на фамилию автора или на название коллективной монографии, затем – иностранные исследования);

III. Специальные работы (по сходному принципу). 

  1. Общий объем ВКР магистранта в печатных страницах (при общей нумерации страниц, начиная с титульного листа) – не менее 80 страниц (включая приблизительно 8-10 страниц Библиографии). Гарнитура – TIMESNEWROMAN, кегль – 14. Текст в постраничных сносках: кегль – 10.

 

Порядок представления ВКР на кафедру

ВКР представляется магистрантом на кафедру не позднее, чем за 15 дней до официального срока защиты, в 2 переплетенных экземплярах, а также на электронном носителе – дисках, флешках (с соответствующими ФИО, темой). Каждый из печатных экземпляров должен содержать на титульном листе визу научного руководителя: «Допущено к защите» (точное число, ФИО полностью, подпись). В один из экземпляров должен быть вложен подписанный отзыв научного руководителя с заключением о допуске / недопуске к защите.

Один из экземпляров ВКР передается секретарем ГЭК рецензенту, другой – проверяется ГЭК в течение 5 календарных дней на неправомерные заимствования.

Магистрант, не представивший на кафедру ВКР за 15 дней до официального срока защиты, а также не имеющий заключения научного руководителя о допуске к защите, не допускается к защите.

Также не выпускается на защиту ВКР с официально установленным ГЭК серьезным объемом некорректных заимствований.

За 5 дней до официального срока защиты ВКР магистр имеет право получить от научного рецензента письменный отзыв для подготовки к защите. 

 

Процедура защиты ВКР

Последовательность защит ВКР в официально установленную дату    определяется ГЭК и ее председателем.

Защищающийся в течение 10-12 минут должен доложить ГЭК о содержании ВКР и полученных выводах.

Затем члены ГЭК имеют право задать защищающемуся магистранту вопросы о содержании его научного выступления, а также об оформлении ВКР.

После этого слово предоставляется научному рецензенту.

Магистрант отвечает на отзыв научного рецензента, особо останавливаясь на его критической части.

Затем наступает время научной дискуссии с участием магистра, членов ГЭК, научного рецензента.

В заключение слово вновь предоставляется магистру. 

После того, как все защиты завершаются, ГЭК коллегиально выносит решение о результатах защиты ВКР каждым из защищавшихся, а также официально объявляет магистрантам об итогах защиты.

В случае несогласия с результатами защиты магистрант имеет право на апелляцию.

 

Критерии оценки защиты ВКР

Оценка «неудовлетворительно» 

  1. Рецензентом и членами ГЭК обнаружены серьезные ошибки. В ВКР слабо выражена самостоятельная исследовательская часть.
  2. В Библиографии отсутствуют важнейшие отечественные и зарубежные научные работы по теме данной ВКР.
  3. Выпускник не может изложить содержание работы, сформулировать и аргументировать выводы.
  4. Работа небрежно оформлена, в ней содержатся нарушения орфографической, грамматической нормы; не по правилам составлена Библиография.
  5. На вопросы членов ГЭК даются неправильные ответы, или ответы не даются вообще.

Оценка «удовлетворительно»

  1. Заявленная тема раскрыта слабо, задачи работы решены в малой степени.
  2. Самостоятельная исследовательская часть работы невелика или выполнена на низком научном уровне. Рецензентом и членами ГЭК обнаружены ошибки.
  3. Список научной литературы не полон.
  4. Устное сообщение о работе недостаточно отражает ее содержание.
  5. Выпускник отвечает не на все вопросы членов ГЭК или отвечает неуверенно и поверхностно.

Оценка «хорошо»

  1. Заявленная тема раскрыта, но отдельные аспекты работы стоило бы развить или дополнить.
  2. Есть некоторые недочеты в самостоятельной исследовательской части работы.
  3. Есть отдельные замечания к Библиографии.
  4. На отдельные вопросы членов ГЭК выпускник отвечает недостаточно аргументированно.

Оценка «отлично»

  1. Заявленная тема раскрыта полно, оригинально решены все сформулированные во Введении научные задачи.
  2. Самостоятельная исследовательская часть работы значительна по результатам, не содержит значимых недочетов.
  3. Работа отражает глубокое знание научной литературы по теме.
  4. В устном сообщении о работе ее содержание и результаты исследования изложены полно и аргументированно.
  5. На вопросы членов ГЭК магистрант дает исчерпывающие ответы.

 

25 ноября 2016 г.

Составитель документа –
Руководитель магистерской программы,
заведующий кафедрой
истории зарубежной литературы
профессор                                                                                                                           В.М.Толмачёв