Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Филологический факультет
Отделение современных языков и литератур
Кафедра истории зарубежной литературы
МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520300 – «Филология»
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
«История литературы Западной Европы и Америки:
классические тексты, поэтика, контексты»
Квалификация (степень): магистр
Руководитель: проф. В.М.Толмачёв
ПРОГРАММА ГИА ДЛЯ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ
Москва
2024
Государственная итоговая аттестация (ГИА) для выпускников магистратуры по направлению «История литературы Западной Европы и Америки: классические тексты, поэтика, контексты» проводится специально назначенной Государственной экзаменационной комиссией (далее – ГЭК) и состоит из двух этапов:
Государственный экзамен проходит в устной форме и сдается ГЭК.
В каждом из предлагающихся выпускнику билетов содержится 4 вопроса, которые охватывают материал всех пройденных магистрантом специальных предметов по истории зарубежной литературы Средневековья и Ренессанса; XVII-XVIII века; XIX в.; XXвека (согласно дисциплинам учебного плана).
Из них выпускник-магистрант отвечает на 2 вопроса.
1) Первый вопрос обязательно должен быть связан с историко-литературной эпохой (например, ХХ век), по тематике которой выпускником выполнена ВКР.
2) Второй вопрос выбирается по усмотрению отвечающего, но он не должен быть связан с той историко-литературной эпохой, по тематике которой выполнена ВКР.
Всего выпускнику будет предложен 17 билетов (68 вопросов).
На подготовку к ответу магистранту отводится не менее 60 минут. Государственная комиссия, последовательно выслушав всех экзаменуемых, выносит затем коллегиальное решение о каждой (суммарной) оценке и сообщает его выпускникам.
Экзамен проводится в устной форме на русском языке с возможным приведением отдельных примеров на иностранном языке (названия произведений на языке оригинала, цитаты). Выслушав ответ на каждый из вопросов, ГЭК в случае необходимости задает уточняющие и дополнительные вопросы (в рамках тематики ответа и понимания выпускником анализируемого материала). Отвечая на вопросы, выпускник должен продемонстрировать беглость и чистоту речи.
Общее время основного ответа и дополнительных ответов – до 45 минут.
Оценка «неудовлетворительно»
Неверный или излишне абстрактный ответ на вопрос билета, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.
Оценка «удовлетворительно»
Оценка «хорошо»
Оценка «отлично»
При ответе на билет выпускник магистратуры должен проявить следующие универсальные и профессиональные компетенции –
Универсальные компетенции:
а) общенаучные:
б) инструментальные:
в) системные:
Общепрофессиональные компетенции:
Названные компетенции охватывают собой следующий историко-литературный, а также культурологический материал:
по истории зарубежной литературы от эпохи Средневековья до начала XXI в.
(весь список вопросов известен выпускникам-магистрантам за полгода до экзамена)
для выпускников магистратуры (посл. редакция 2021 г.)
Готовясь к экзамену, магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века и Ренессанс», «XVII-XVIII вв.», «XIX век; рубеж XIX-XX вв.», «XX век»), который связан с его специализацией.
I. Теория
Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М., 1994.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. М., 1999 (или др. более позднее изд.).
Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988.
Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2001.
Компаньон А. Демон теории / Пер. с фр. М., 2001.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
Набоков, Владимир. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. М., 1998.
Современная литературная теория / Сост. И.В.Кабанова. М., 2004.
Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? / Пер. с фр. М., 2010.
II. История литературы и культуры
Средние века и Ренессанс
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1992.
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.
Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.
Горбунов А.Н. Шекспировские контексты. М., 2006.
Горбунов А.Н. Чосер средневековый. М., 2010.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990.
Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
История литературы Италии. Том II. Возрождение. Кн.1. Век гуманизма / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2007; Том II. Возрождение. Кн.2. Чинквиченто / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2010.
Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.
Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.
Михайлов А.Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.
Пискунова С.И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998.
Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.
Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.
Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2000.
Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.
XVII-XVIII вв.
ХVII век в диалогах эпох и культур. СПб., 2000.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1974.
Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. СПб., 1999.
Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001.
Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.
Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика / Отв. ред. П.А. Гринцер. М., 1994.
Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.
Пахсарьян Н.Т. ХVП век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000. М., 2001.
Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб,, 2001.
Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.
Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000.
Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М., 1996.
Павлова Т. Милтон. М., 1997.
***************
Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
Человек эпохи Просвещения. М., 1999.
ХVIII век: Литература в системе культуры. М., 1999.
ХVIII век: Судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2002.
Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690–1760-х годов. Днепропетровск, 1996.
Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого» // Зарубежная литература второго тысячелетия.1000-2000. М., 2001.
Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 2003.
Зарубежная литература XVII в. / Под ред. Н.Т.Пахсарьян. М., 2007.
Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.
Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев, Одесса, 1983.
Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в ХVШ веке. СПб., 1994.
Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.
Шайтанов И.О. Мыслящая муза: Открытие природы в поэзии ХVШ века. М., 1989.
Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.
Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе ХVШ века. М., 1999.
Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.
Иванов В.И. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., пред. В.М.Толмачёва. М., 1994.
Соловьева Н.А. Разум и чувство в художественном сознании XVIII века. М., 2008.
XIX век; рубеж XIX-XX вв.
Эстетика немецких романтиков / Предисл. А.В.Михайлова. М., 1982.
Горбунов А.Н. «О природе, человеке и обществе» (Вордсворт в период творческого расцвета, 1797-1807) // Вордсворт У. Прелюдия и другие поэтические произведения. М., 2012.
Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.
Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.
Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур: Вып.1-3. М., 1998-2007.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / Ред., предисл. Г.К. Косиков. М., 1987.
Толмачёв В.М. Где искать XIX век? //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Гинзбург, Лидия. О психологической прозе. Л., 1971.
Гинзбург Л.Я. О романтизме // Французская романтическая повесть. Л., 1982.
Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление // Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М., 1988.
Толмачёв В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах»: зарубежная литература от Средневековья до современности / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.
Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002.
Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе:средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.
Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.
Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.
Луков В.А. Французская романтическая драма. Самара, 2002.
Мацевич А. Август Стриндберг. Жизнь и творчество (1849-1912). М., 2003.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.
Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982.
Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. Научн. ред. пер., послесловие В.М.Толмачёва. М., 1999.
Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., предисл. В.М.Толмачёв. М., 1994.
Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.
Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В.Максимов. СПб., 2000.
Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1993.
Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1993.
Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2013.
Шорске К.Э. Вена на рубеже двух веков / Пер. с нем. СПб., 2001.
XX век
Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 2-е, дополн. и перераб. М., 2014.
Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох / Отв. ред. А.П.Саруханян, М.И.Свердлов. М., 2009.
Герман, Михаил. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. М., 2003.
История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. / Отв. ред. В.Д.Седельник. М., 2009.
Кружков Г. Йейтс и русские поэты ХХ века // Йейтс У.Б. Роза и Башня. СПб., 1999.
Культурология ХХ века. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
Самосознание культуры и искусства ХХ века / Сост. Р.А.Гальцева. М., 2000.
Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. М., 2002.
Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986.
Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.
Театр ХХ века. Закономерности развития. М., 2003.
Шеньё-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. М., 2002.
Энциклопедия экспрессионизма. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Пер. с фр.; послесл. В.М.Толмачёва. М., 2003.
Зверев А.М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. М., 1989.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.
Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М., СПб., 1999.
Зонина Л.А. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.
Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. Ярославль, 1982.
Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века. М., 1973.
Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. М., 1989.
Толмачёв В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.
Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.
Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.
Пьеге-Гро, Натали. Введение в теорию интертекстуальности / Пер. с фр. М., 2008.
Толмачёв В.М. Э.Хемингуэй; Ф.С.Фицджераллд; Р.Фрост; Т.С. Элиот; Э.Паунд // История литературы США. М., 2014. Т.6. Кн.1-2.
Толмачёв В.М. Т.С.Элиот, поэт «Бесплодной земли» // Элиот Т.С. Бесплодная земля / Изд. подготовили В.М.Толмачёв, А.Ю.Зиновьева. М., 2015.
I. Тексты (включая все первые издания на языке оригинала, другие значимые издания на языке оригинала; основные переводы на русский язык с указанием переводчика);
II. Общие работы (вначале следуют русскоязычные исследования на фамилию автора или на название коллективной монографии, затем – иностранные исследования);
III. Специальные работы (по сходному принципу).
ВКР представляется магистрантом на кафедру не позднее, чем за 15 дней до официального срока защиты, в 2 переплетенных экземплярах, а также на электронном носителе – дисках, флешках (с соответствующими ФИО, темой). Каждый из печатных экземпляров должен содержать на титульном листе визу научного руководителя: «Допущено к защите» (точное число, ФИО полностью, подпись). В один из экземпляров должен быть вложен подписанный отзыв научного руководителя с заключением о допуске / недопуске к защите.
Один из экземпляров ВКР передается секретарем ГЭК рецензенту, другой – проверяется ГЭК в течение 5 календарных дней на неправомерные заимствования.
Магистрант, не представивший на кафедру ВКР за 15 дней до официального срока защиты, а также не имеющий заключения научного руководителя о допуске к защите, не допускается к защите.
Также не выпускается на защиту ВКР с официально установленным ГЭК серьезным объемом некорректных заимствований.
За 5 дней до официального срока защиты ВКР магистр имеет право получить от научного рецензента письменный отзыв для подготовки к защите.
Последовательность защит ВКР в официально установленную дату определяется ГЭК и ее председателем.
Защищающийся в течение 10-12 минут должен доложить ГЭК о содержании ВКР и полученных выводах.
Затем члены ГЭК имеют право задать защищающемуся магистранту вопросы о содержании его научного выступления, а также об оформлении ВКР.
После этого слово предоставляется научному рецензенту.
Магистрант отвечает на отзыв научного рецензента, особо останавливаясь на его критической части.
Затем наступает время научной дискуссии с участием магистра, членов ГЭК, научного рецензента.
В заключение слово вновь предоставляется магистру.
После того, как все защиты завершаются, ГЭК коллегиально выносит решение о результатах защиты ВКР каждым из защищавшихся, а также официально объявляет магистрантам об итогах защиты.
В случае несогласия с результатами защиты магистрант имеет право на апелляцию.
Оценка «неудовлетворительно»
Оценка «удовлетворительно»
Оценка «хорошо»
Оценка «отлично»
Составитель документа –
Руководитель магистерской программы,
заведующий кафедрой
истории зарубежной литературы
профессор В.М.Толмачёв