О поступлении в магистратуру кафедры истории зарубежной литературы

Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 2016 г. объявляет набор в очную 2-годичную магистратуру по программе

"ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ: КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ, ПОЭТИКА, КОНТЕКСТЫ"

Успешно закончившие магистратуру при желании смогут поступать в аспирантуру кафедры.

Поступать в магистратуру имеют право имеющие диплом бакалавра, а также специалиста - выпускники как МГУ, так и других высших заведений Российской федерации. Правила поступления в магистратуру МГУ см. на официальном сайте магистратуры филологического факультета МГУ.


Поступление в магистратуру кафедры истории зарубежной литературы предполагает знание двух иностранных языков, владение инструментарием литературоведческого анализа, сведениями об истории западной литературы от Средневековья до начала ХХI в., а также знание художественных текстов на языке оригинала (в рамках предполагающейся специализации по той или иной западной литературе).

Вступительный экзамен состоится в июле 2016 г. (время его проведения см. на сайте филологического факультета МГУ).

Ориентировочное количество мест на кафедре истории зарубежной литературы -- 15-20 магистров.

Преимущество при поступлении, а также при распределении по кафедральным программам имеют победители и призеры Универсиады по литературе.

Настоятельно рекомендуем выпускникам бакалавриата выпуска 2016 г., желающим продолжить обучение в магистратуре по кафедре истории зарубежной литературы, принять участие в Универсиаде.


Программа вступительного экзамена в магистратуру

Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать углубленные знания в следующих компетенциях:

  1. Знание художественных текстов по программе бакалавриата, умение анализировать их проблематику, художественное своеобразие, историко-литературный контекст.
  2. Представление о художественной литературе в контексте культуры Западной Европы и Америки, об общем и вариативном (национальном, индивидуальном) в историко-культурном процессе от Средневековья до начала XXI в. Значение для западных литератур христианской традиции (библейские образы), античного наследия, диалога / конфликта между художественными эпохами, поколениями, а также творчества отдельных авторов, произведений (бл. Августин, скандинавские саги, рыцарский роман, поэзия трубадуров, Данте, Петрарка, Сервантес, Рабле, Шекспир, Милтон, Корнель, Расин, Руссо, Вольтер, Мольер, Дефо, Шиллер, Гёте, Байрон, Бальзак, Стендаль, Гюго, Колридж, Диккенс, Флобер, Бодлер, Ибсен, Толстой, Достоевский). Влияние богословия (западные отцы церкви, Фома Аквинский), философии (Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше, Бергсон, Сартр), социологии (Конт, Тэн), научного знания (Дарвин), психоанализа (Фрейд) на западную литературу. Крупнейшие исторические события в трактовке западных писателей. Война идеологий, мировоззрений и ее отражение в западной литературе ХХ в.
  3. Принципы периодизации истории западной литературы, разграничения между нормативной и ненормативной поэтикой, классическим и неклассическим типом творчества. Историко-литературное наполнение основных культурологических (Средневековье, Ренессанс, Просвещение, модернизм, постмодернизм) и собственно литературоведческих концептов, использующихся для характеристики как движения, стиля, индивидуально-личностной манеры (маньеризм, барокко, классицизм, рококо, романтизм, бидермейер, реализм, натурализм, символизм, различные авангарды и модернизмы), так и жанра. Теоретические споры о границах эпох, подходах к анализу текста, о продуктивности / непродуктивности отдельных терминов и понятий.
  4. Развитие лирики, эпоса и драмы от Средневековья до начала XXI в. Жанровая типология западного романа от Возрождения до XХ в. (напр., роман воспитания, роман о художнике, исторический роман, психологический роман, роман «потока сознания», немецкий «философский роман», экзистенциалистский роман, французский «новый роман»). Интертекстуальность и пародия в постмодернизме. Становление западных критики и литературоведения, вехи их истории (романтическая критика, позитивистское литературоведение, марксизм в литературоведении, формализм, экзистенциализм, структурализм, постструктурализм).

Готовясь к экзамену, будущий магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века и Ренессанс», «XVII-XVIII вв.», «XIX век», «XX век»), который связан с его предполагаемой специализацией.

I. ТЕОРИЯ

Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М., 1994.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2001.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. М., 1998.

Современная литературная теория / Сост. И.В.Кабанова. М., 2004.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Чернец Л.В., Е.В.Хализев, С.Н.Бройтман и др. М., 1999 (или др. более позднее изд.).

II. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

Средние века и Ренессанс

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1992.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.

Горбунов А.Н. Шекспировские контексты. М., 2006.

Горбунов А.Н. Чосер средневековый. М., 2010.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

История литературы Италии. Том II. Возрождение. Кн.1. Век гуманизма / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2007; Том II. Возрождение. Кн.2. Чинквиченто / Отв. ред. М.Л.Андреев. М., 2010.

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.

Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Вийон Ф. Стихи. М., 2002.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Михайлов А.Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Пискунова С.И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998.

Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2000.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

XVII-XVIII вв.

ХVII век в диалогах эпох и культур. СПб., 2000.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1974.

Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. СПб., 1999.

Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика / Отв. ред. П.А. Гринцер. М., 1994.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Пахсарьян Н.Т. ХVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 - 2000. М., 2001.

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб,, 2001.

Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.

Старобинский Ж. О Корнеле. Поэтика взгляда у Расина // Cтаробинский Ж. Поэзия и знание: В 2 т. М., 2002. Т.1.

Гинзбург Ю., Великовский С. Комедиограф великого века // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений: В 3 т. М., 1985. Т.1.

Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М., 1996.

Чамеев А.А. Д. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Павлова Т. Милтон. М., 1997.

Горбунов А.Н.Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

***************

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

ХVIII век: Литература в системе культуры. М., 1999.

ХVIII век: Судьбы поэзии а эпоху прозы. М., 2002.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690–1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого» // Зарубежная литература второго тысячелетия.1000-2000. М., 2001.

Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 2003.

Зарубежная литература XVII в. / Под ред. Н.Т.Пахсарьян. М., 2007.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев, Одесса, 1983.

Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в ХVШ веке. СПб., 1994.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Шайтанов И.О. Мыслящая муза: Открытие природы в поэзии ХVШ века. М., 1989.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХVШ века. СПб., 1992.

Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе ХVШ века. М., 1999.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.

Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1987.

Иванов В.И. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., пред. В.М.Толмачев. М., 1994.

Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

Соловьева Н.А. Разум и чувство в художественном сознании XVIII века. М., 2008.

XIX век

Горбунов А.Н. «О природе, человеке и обществе» (Вордсворт в период творческого расцвета, 1797-1807) // Вордсворт У. Прелюдия и другие поэтические произведения. М., 2012.

Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. М., 1937.

Эстетика немецких романтиков / Предисл. А.В.Михайлов. М., 1982.

Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1977.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур: Вып.1-3. М., 1998-2007.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / Ред., предисл. Г.К. Косиков. М., 1987.

Толмачёв В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Гинзбург Л.Я. О романтизме // Французская романтическая повесть. Л., 1982.

Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление // Тертерян И.А. Человек мифотворящий. М., 1988.

Толмачёв В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах»: зарубежная литература от Средневековья до современности / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. СПб., 1914

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002.

Вацуро В. Готический роман в России. М., 2002.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.

Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Генезис. Поэтика. Эволюция жанра. Махачкала, 1998.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.

Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма ХIX века // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Луков В.А. Французская романтическая драма. Самара, 2002.

Мацевич А. Август Стриндберг. Жизнь и творчество (1849-1912). М., 2003.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

Дьяконова Н.А., Чалмеев А.А. Шелли. СПб., 1994.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982.

Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. Научн. ред. пер., послесловие В.М.Толмачёва. М., 1999.

Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., предисл. В.М.Толмачёв. М., 1994.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В.Максимов. СПб., 2000.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1993.

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1993.

Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 4-е. М., 2013.

Шорске К.Э. Вена на рубеже двух веков. СПб., 2001.

XX век

Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М.Толмачёва / Изд. 2-е, дополн. и перераб. М., 2014.

Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох / Отв. ред. А.П.Саруханян, М.И.Свердлов. М., 2009.

Герман М. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. М., 2003.

История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. / Отв. ред. В.Д.Седельник. М., 2009.

Кружков Г. Йейтс и русские поэты ХХ века // Йейтс У.Б. Роза и Башня. СПб., 1999.

Культурология ХХ века. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

Самосознание культуры и искусства ХХ века / Сост. Р.А.Гальцева. М., 2000.

Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. М., 1994.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. М., 2002.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

Театр ХХ века. Закономерности развития. М., 2003.

Шеньё-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002.

Энциклопедия экспрессионизма. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Пер. с фр.; научн. ред. пер., послесл. В.М.Толмачёв. М., 2003.

Зверев А.М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. М., 1989.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М., СПб., 1999.

Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. М., 1980.

Зонина Л.А. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.). М., 1984.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.

Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. Ярославль, 1982.

Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века. М., 1973.

Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. М., 1989.

Зверев А.М. Американский роман 20–30-х годов. М., 1982.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Под ред. Г.К. Косикова. М., 2000.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Пер. с фр. М., 2008.

Толмачёв В.М. Э.Хемингуэй; Ф.С.Фицджераллд; Р.Фрост; Т.С. Элиот; Э.Паунд // История литературы США. М., 2014. Т.6. Кн.1-2.