Вопросы к зачету

История зарубежной критики и литературоведения

  1. Литературная саморефлексия, ее истоки и формы.
  2. Эволюция художественного самосознания и становление нормативной поэтики.
  3. Виды и функции литературной критики и литературоведения.
  4. Античные представления об искусстве и словесности. Дорефлективный традиционализм.
  5. Риторика и поэтика в представлении софистов.
  6. Проблема поэзии в философии Платона. Особенности трактовки мимесиса, эйдос и эйкон.
  7. «Поэтика» Аристотеля и ее основные понятия: мимесис, миф, фабула. Значение Аристотеля в развитии литературной саморефлексии классической эпохи.
  8. Литературная саморефлексия эллинистического периода (стили поэзии и прозы, понятие о возвышенном)
  9. «Поэтическое искусство» Горация и его роль в становлении нормативных поэтик последующих эпох.
  10. Латинские грамматики и риторики раннего Средневековья. Их тематика и основные понятия.
  11. Средневековые поэтики на национальных языках (поэтики трубадуров).
  12. Данте о поэтическом языке и основных жанрах поэзии.
  13. Французские поэты «второй риторики» о целях, задачах и структуре поэтического творчества.
  14. Особенности литературной саморефлексии эпохи Возрождения. Подражание античности как основа литературной теории Ренессанса.
  15. Теоретические положения «Поэтики» Скалигера .     
  16. «Защита и прославление французского языка» Ж. дю Белле – своеобразие и значение национальной поэтики-манифеста.
  17. Проблема поэтических жанров в «Защите поэзии» Ф. Сидни.
  18. Аристотель в литературной рефлексии Возрождения (Кастельветро и его комментарии к «Поэтике»)
  19. Литературная саморефлексия Нового времени и становление литературной критики.
  20. Особенности формирования литературной теории классицизма в Германии, Англии и Франции (М.Опиц, Б. Джонсон,  Ф.Малерб)
  21. Становление основных понятий классицистической поэтики и споры о «Сиде» Корнеля.
  22. Нормативные поэтики французских классицистов и теория драматических жанров (д'Обиньяк, Менардьер, Рапен).
  23. «Поэтическое искусство» Н. Буало как программная поэтика и литературно-критическое обозрение современной литературы.
  24. Своеобразие литературной рефлексии барокко. Литературно-критические споры культуранистов и консептистов в Испании и трактат Б. Грасиана «Об остроумии».
  25. Поэтика барокко в поэтических размышлениях Дж. Марино и в «Подзорной труде Аристотеля» Тезауро.
  26. Спор о древних и новых в литературно-критической рефлексии рубежа XVII-XVIII вв.
  27. Литературно-критическая и философская мысль эпохи Просвещения: проблематика и жанры.
  28. Эссеизация литературной критики Просвещения: журналы Аддисона и Стила.
  29. Принципы классицизма XVIII в. в «Опыте о критике» А. Поупа. Поуп и Драйден, Поуп и Буало.
  30. Особенности нормативной классицистической поэтики И.Х.Готшеда.
  31. Литературно-критические размышления Ж.-Б.  Дюбо и становление раннесентименталистской эстетики.
  32. Философско-эстетические трактаты Шефтсбери и Хатчесона. Этическое и эстетическое в литературе.
  33. Литературно-эстетические взгляды Вольтера, переплетение в них рококо, классицизма и сентиментализма.
  34. «Гений» и «вкус» в поэтике Вольтера. Вольтер о Шекспире.
  35. С. Джонсон и его роль в развитии литературно-критической мысли английского Просвещения.
  36. Философия искусства и литературная критика Д. Дидро.
  37. Дидро о драматургии: классицизм и сентиментализм поэтологических принципов «серьезной драмы».
  38. Философско-эстетические воззрения Лессинга и его трактат «Лаокоон».
  39. Теория драмы у Лессинга: сходство и отличие от Дидро.
  40. Литературно-эстетические воззрения Гердера. Гердер и историзм.
  41. Литературная саморефлексия раннего Гёте.
  42. Теория искусства у Шиллера. Искусство как игра.  
  43. Особенности литературной рефлексии в предисловиях и манифестах начала XIX века.
  44. Теория романтизма в «Критических фрагментах» Ф. Шлегеля.
  45. Ш. Сент-Бёв и становление журнальной  литературной критики.
  46. Истории литературы первой половины XIX века и рождение литературоведения.