Краткое описание курса
Рубеж XIX-XX веков как переходная эпоха. Культурологический сдвиг рубежа веков как очередная веха в модернизации и секуляризации культуры. Декаданс как культурологическое и историко-литературное понятие. Роль декаданса в процессе смены классической эстетики творчества на неклассическую. Проблема соотношения между каноном, направлением, стилем и творческой индивидуальностью. Свобода творчества в декадансе и секуляризация; усиление мессианских претензий культуры и литературы.
Тема «заката Европы», пессимизм декаданса, переживание глобального кризиса системы европейских ценностей. Конфликт между культурой и цивилизацией. Проблема «естественного» и «неестественного», природы и артефакта. Восприятие научно-технического прогресса, новой городской реальности. Идея разрыва между «видимостью» и «сущностью» мира, символичность художественного мышления. Различные интерпретации декаданса современниками (Ницше, Нордау, Шпенглер). Эпоха декаданса на Западе в оценке русских писателей и мыслителей (Мережковский, Блок, Иванов, Белый, Флоренский, Бердяев). Культурологический сдвиг рубежа веков как очередная веха в модернизации и секуляризации культуры. Декаданс как культурологическое и историко-литературное понятие. Творчество Ницше как ключевое явление в ситуации культурологического сдвига рубежа веков. Основные направления и стили эпохи декаданса -- символизм, натурализм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм в поэзии и прозе, их национальные варианты. Преобразование драмы на рубеже веков. Символизм, натурализм и неоромантизм в театре. Новая драма Ибсена, Шоу, Стриндберга. Различные варианты художественного синтеза на рубеже веков -- А.Франс, Т.Манн, А.Жид, К.Гамсун, Г.Сенкевич. Преобразование прозы на рубеже веков и движение к модернизму (Г.Джеймс, М.Пруст, Дж.Джойс).