Зарубежная литература рубежа XIX-XX веков

Выделенные черным позиции факультативны для студентов русского отделения (для студентов отделения современных языков и литератур список обязателен в полном объеме за исключением текстов, помеченных "дополнительно", "факультативно").

К экзамену на отделении современных языков и литератур допускаются только те студенты, которые регулярно посещали практические занятия по общему курсу и получили "допуск" от преподавателя.

 

Тексты

Гонкур Ж., Гонкур Э. Жермини Ласерте. Актриса Фостэн. Дневник (выборочно).

Золя Э. Человек-зверь. Нана. Творчество. Жерминаль. Статьи ("Экспериментальный роман", "Чувство реального", "Письмо молодежи"). Дополнительно: Тереза Ракен.

Мопассан Г. де. Жизнь. Новеллы ("Пышка", "Лунный свет", "Пьеро", "Гарсон, кружку пива!", "Мисс Гарриет", "Прогулка", "Любовь", "Могила", "Орля"). Дополнительно: Пьер и Жан.

Гюисманс Й.К. Наоборот.

Бурже П. Ученик.

Верлен П. Поэзия (переводы И.Анненского, Ф.Сологуба, В.Брюсова, Б.Лифшица, Б.Пастернака, Г.Шенгели и др.), включая следующие авторские книги стихов: "Сатурнические поэмы", "Галантные празднества", "Добрая песенка", "Романсы без слов", "Мудрость". См. следующие изд.: Поль Верлен. Артюр Рембо. Стефан Малларме / Сост. О.А.Дорофеев. М.: Рипол классик, 1998; Поэзия французского символизма / Сост. Г.К.Косиков. М.: Изд-во МГУ, 1993; Верлен Поль. Три сборника стихов / Изд. с параллельными текстами. М.: Радуга, 2005; Верлен Поль. Избранное / В пер. Георгия Шенгели. М.: Московский рабочий, 1996.

просмотреть подборки стихотворений следующих поэтов: А.Рембо, Т.Корбьер (Проклятые поэты / Сост. М.Д.Яснов. СПб: Наука, 2005), П.Клодель, П.Валери (Валери Поль. Рождение Венеры. СПб.: Азбука, 2000), Ш.Пеги.

Малларме С. Поэзия (переводы И.Анненского, В.Брюсова, Ф.Сологуба, М.Волошина, М.Талова и др.). См. следующие изд.: Малларме Стефан. Сочинения в стихах и прозе / Сост. Р.М.Дубровкин. М.: Радуга, 1995; Стефан Малларме. Переложил Марк Талов. М.: б.и., 1990.

Франс А. Таис. Прокуратор Иудеи. Таис. Боги жаждут.

дополнительно: Жид Андре. Имморалист.

Роллан Р. Жан-Кристоф. Пруст М. По направлению к Свану.

Клодель П. Извещение Марии (иной перевод названия - "Благовещение").

Метерлинк М. Слепые. Там, внутри. Монна Ванна.

Верхарн Э. Поэзия (переводы В.Брюсова, М.Волошина) - книги стихов "Вечера", "Черные факелы", "Города-спруты".

Ибсен Х. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом. Дикая утка. Гедда Габлер. Строитель Сольнес.

Гамсун К. Пан. Дополнительно: Голод.

Стриндберг Ю. Фрёкен Жюли (также предисловие к этой пьесе). Игра снов. Дополнительно: Отец.

Гауптманн Г. Перед восходом солнца. Затонувший колокол.

Манн Г. Учитель Гнус. Дополнительно: Богини (один из томов трилогии).

Манн Т. Будденброки. Тристан. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции; эссеистика ("Любек как форма духовной жизни").

Вассерман Я. Каспар Хаузер.

Гофмансталь Г. Смерть Тициана. Глупец и смерть. Имярек.

Рильке Р.М. Часослов. Новые стихотворения (выборочно). Сонеты к Орфею. В переводах Б.Пастернака, М.Цветаевой, К.Богатырева, А.Карельского, Г.Ратгауза, А.Пурина (Рильке Райнер Мария. Сонеты к Орфею / Пер. А.Пурин; двуязычное издание. СПб.: Азбука-классика, 2002) и др.

Россетти Д.Г. Рука и душа (факультативно).

Харди Т. Тэсс из рода д'Эрбервиллей. Дополнительно: Возвращение на родину.

Уайлд О. Баллада Редингской тюрьмы (переводы К.Бальмонта, В.Брюсова); эссе ("Упадок лжи", "Критик как художник"). Портрет Дориана Грея. De profundis.

Конрад Дж. Сердце тьмы. Тайный агент.

Киплинг Р. Рассказы ("Ворота Ста Печалей", "Лиспет", "Город страшной ночи", "За чертой", "Без благословения церкви" и др.); баллады ("Бремя белых", "Томми", "Мандалай", "Денни Дивер", "Баллада о Востоке и Западе", "If").

Голсуорси Дж. Собственник (факультативно).

Уэллс Г. Война миров (факультативно).

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Квинтэссенция ибсенизма (выборочно).

Честертон Г.К. Шар и крест. Эссе.

Йейтс У.Б. Поэзия (переводы Г.Кружкова - в кн. У.Б.Йейтс. Избранное: Издание с параллельными текстами. М.: Радуга, 2001, и др.).

Джойс Дж. Портрет художника в юности.

Лоренс Д.Г. Сыновья и возлюбленные.

Сенкевич Г. Quo vadis? (факультативно)

Твен М. Приключения Гекльберри Финна (факультативно).

Джеймс Г. Дези Миллер. Женский портрет. Дополнительно: Связка писем.Зверь в чаще. Послы.

Лондон Дж. Мартин Иден. Рассказы ("Воля к жизни" и др.)

Драйзер Т. Сестра Керри. Американская трагедия.

Д'Аннунцио Г. Невинный (или "Пламя").

Унамуно М. де. Туман. 

 

Литература

обязательная:

Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 4-е. М.: Юрайт, 2013. В каждой из глав этого учебного пособия имеется новейшая научная библиография на русском и нескольких иностранных языках.

дополнительная:

Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с.

Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература ХIХ века. М.: Наука, 1986. 318 с.

Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. М.: Советский писатель, 1980. 392 с.

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец ХIХ - начало ХХ века. М.: Наука, 1987. 319 с.

Брандес, Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т.13 [Эрнест Ренан; Густав Флобер; Эдмонд и Жюль Гонкуры; Эмиль Золя; Гюи де Мопассан; Французская лирика]. 435 с.

Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с.

Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304.

Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже ХIХ и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1991. С.5-43.

Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. М., Л.: Гослитиздат, 1934. 421 с.

Дэвис, Норман. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с.

История ХIХ века: В 8 т. / Под ред. Лависса и Рамбо. М.: ОГИЗ, 1939. Т.7. [Конец века. 1870-1900. Часть первая]. 623 с.; Т.8 [Конец века. 1870-1900. Часть вторая]. 551 с.

История австрийской литературы ХХ века: В 2 т. Т.1. Конец XIX - середина ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 629 с.

История немецкой литературы: В 5 т. М.: Наука, 1968. Т.4. 613 с.

История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под ред. Ж.Нива и др. М.: Прогресс, Литера, 1995. 704 с.

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып.2: Хрупкая лира. Лекции, статьи по австрийской литературе ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 1999. 303 с.

Каули, Малькольм. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. 327 с. [Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма].

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.5-62.

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.

История литературы США / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М.: ИМЛИ РАН, 2009. Т.V. Литература начала ХХ в. 1001 с.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. / Под ред. Р.Спиллера и др. М.: Прогресс, 1979. Т.3. 645 с.

Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1992. 335 с.

Максимов, Вадим. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм: Драматургия и театр: Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб.: Гиперион, Гуманитарная академия, 2000. 480 с.

Моруа, Андре. Три Дюма. Литературные портреты. М.: Правда, 1986. 672 с. [Гюстав Флобер; Ги де Мопассан; Анатоль Франс].

Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.: Искусство, 1975. С.147-216.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. М.: Изд-во МГУ, 1980. 280 с.

Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М.: Наука, 1984. 216 с.

Ревалд, Джон. История импрессионизма. М.: Республика, 1994. 415 с.

Свасьян К.А. Райнер Мария Рильке // Свасьян К.А. Голоса безмолвия. Ереван: Советакан грох, 1984. С.62-93.

Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы ХХ века. М.: Наука, 1973. 526 с.

Тишунина Н.В. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб.: Образование, 1994. 235 с.

Толмачёв В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С.117-185.

Уоррен Р.П. Дань уважения Теодору Драйзеру // Уоррен Р.П. Как работает поэт. М.: Радуга, 1988. С.300-400.

Цвейг, Стефан. Ромен Роллан: Жизнь и творчество // Цвейг С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Терра, 1992. Т.5. С.188-489.

Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С.280-306.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу и др. М.: Республика, 1999. 429 с.

Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. М.: Республика, 2003. 432 с.

Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 114 с.

 

Антологии, сборники

Американская новелла: В 2 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 1. С.231-679.

Английская поэзия в русских переводах: ХХ век. М.: Радуга, 1984. С. 60-200.

Верлен П. Романсы без слов. Перевод В. Брюсова. М., 1894.

Верлен П. Собрание стихов: В переводе В. Брюсова, с критико-биографическим очерком и шестью портретами. М., 1911.

Верлен П. Стихи, выбранные и переведенные Ф. Сологубом. М.-Пг., 1923.

Верхарн Э. Стихи о современности: В переводе В. Брюсова. М., 1906.

Верхарн Э. Собрание стихов: 1883-1915 [Пер. В. Брюсова]. М., 1915.

Европейская поэзия ХIХ века. М.: Худож. лит., 1977. 927 с. (БВЛ).

Европейская поэзия ХХ века. М.: Худож. лит., 1977. 946 с. (БВЛ).

Зарубежная поэзия в переводах Валерия Брюсова. М.: Радуга, 1994. 894 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 72-142.

Золотое сечение: Австрийская поэзия ХIХ-ХХ веков в русских переводах. М.: Радуга, 1988. С. 136-257.

Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 493 с.

Литературные манифесты французских реалистов. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. 205 с.

Лифшиц Б. От романтиков до сюрреалистов: Антология французской поэзии. Л., 1934.

Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1969. Т. 5. Кн.1. 448 с.; Т. 5. Кн. 2. 541 с.

Мастера русского стихотворного перевода: В 2 т. М.: Сов. писатель, 1968. Т. 2. 467 с.

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986. 638 с.

Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. С. 100-271.

Писатели США о литературе: В 2 т. М.: Прогресс, 1982. Т. 1. С. 127-242.

Поль Верлен. Стихи собранные и переведенные Федором Сологубом. Томск: Водолей, 1992. 127 с.

Поэзия Ирландии. М.: Худож. лит., 1988. 479 с.

Поэзия США. М.: Худож. лит., 1982. С. 270-392.

Поэзия Франции. Век ХIХ. М., 1985.

Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. 508 с.

Р. Киплинг. Избранные стихотворения. Перевод Ады Оношкович-Яцына. Пг., 1922.

Стефан Малларме. Собрание стихотворений. Переложил Марк Талов. М., 1990. 111 с.

Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. М.: Московский рабочий, 1990. 271 с.

Тхоржевский И. Новые поэты Франции. Париж, 1930.

Французская новелла ХХ века. 1900-1939. М.: Худож. лит., 1973. С. 14-209.

Французские лирики ХIХ века / Пер. в стихах и библиографические примечания В. Я. Брюсова. СПб., 1909.

Французские стихи в переводе русских поэтов ХIХ-ХХ вв. М.: Прогресс, 1973. 623 с.

Шарль Бодлер. Цветы зла. Избранные стихотворения в переводах русских поэтов. СПб., 1912.

 

Русские авторы о зарубежной литературе конца XIX - начала ХХ века

Анненский И. Проблема Гамлета. Бранд-Ибсен // Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 162-180.

Белый А. Символизм как миропонимание. Символический театр. Символизм. Шарль Бодлер. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 203-220; 272-286; 221-227; 227-233; 149-194.

Бердяев Н. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Мысль, 1990. 174 с.

Блок А. От Ибсена к Стриндбергу. Крушение гуманизма // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 5. С. 455-462; Т. 6. С. 93-115.

Брюсов В. Данте современности. Смысл современной поэзии // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6. С. 409-416.

Брюсов В. Поль Верлен и его поэзия // De visu. М., 1993. №8.

Бунин И. Конец Мопассана // Бунин И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1967. Т. 9. С. 459-467.

Волошин М. Анри де Ренье. Поль Клодель. Современный французский театр. Одилон Рэдон. Устремления новой французской живописи. Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов. Поль Верлэн // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 54-95; 125-163; 235-236; 239-248; 427-433; 438-442.

Волошин М. Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы. М., 1919.

Горький М. Поль Верлен и декаденты // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 23. С. 124-137.

Гумилев Н. О Верхарне. О французской поэзии ХIХ века // Гумилев Н. Собр. соч.: В 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 4. С. 381-385.

Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме. Заветы символизма. Мысли о символизме // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 143-169; 180-98.

Куприн А. О Кнуте Гамсуне. Редиард Киплинг. Заметки о Джеке Лондоне // Куприн А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1958. Т. 6. С. 588-596; 607-612; 628-630.

Лифшиц Б. Мы и Запад // Лифшиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989. С. 470-507.

Мандельштам О. Конец романа. Девятнадцатый век // Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987. С. 72-75; 80-86.

Мережковский Д. Флобер. Ибсен // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С. 430-452.

Пастернак Б. Поль-Мари Верлен. Символизм и бессмертие // Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 4. С. 395-398; 682-683.

Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 626-634.

Сологуб Ф. Искусство наших дней // Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Худож. лит., 1991. С. 177-208.

Розанов В. Декаденты // Розанов В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. С. 204-216.

Розанов В. В. Один из певцов "вечной весны" [о творчестве Мопассана] // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. С. 359-383.

Толстой Л. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана. Что такое искусство? // Толстой Л. Что такое искусство? М.: Правда, 1985. С. 116-279.

Флоренский П. Гамлет. Антоний романа и Антоний предания // Флоренский П. свящ. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 250-280; 490-527.

Флоренский П. Итоги [заключение кн. "У водоразделов мысли"] // Флоренский П. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 341-350.

Франк С. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк С. Соч. М.: Правда, 1990. С. 6-64.

Ходасевич В. Символизм // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М.: Сов. писатель, 1991. С. 544-546.

Эллис. Русские символисты. СПб., 1910. Томск: Водолей, 1996. 288 с.

 

Вопросы к экзамену и зачету

Для романо-германского и русского отделения 

 

1. Рубеж веков как явление литературы и культуры, образ «конца века», его парадоксальный смысл и проблематика.

2. Трактовка «конца века» у западных и русских мыслителей, писателей второй половины XIX – начала XX века; марксистское и немарксистское понимание «конца века».

3. Значение Ф.Ницше для формирования мифологии декаданса и его преодоления; отзвуки ницшевских сочинений у западных писателей.

4. Сравните образ «конца века» в творчестве Э.Золя и М.Метерлинка.

5. Сравните образ «конца века» в творчестве Х.Ибсена и Р.Роллана.

6. Литературный натурализм на Западе: смысл, художественное наполнение термина; вариативность натурализма.

7.  Этические и художественные ценности западного литературного натурализма; представление о биодицее, витальности бытия; принципы социального критицизма.

8. Основные тематическо-проблемные комплексы литературного натурализма в Европе и США.

9. Художественное новаторство западного литературного натурализма.

10. Натурализм в творчестве братьев Ж. и Э. де Гонкур.

11. «Ругон-Маккары» Э.Золя: идея цикла романов, ее основной смысл.

12. Проблема творчества в романе Э.Золя «Творчество».

13. Особенности натурализма Г. де Мопассана.

14. Проблематика натурализма в романе «Жизнь», новеллах Г. де Мопассана.

15. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т.Харди: специфика английского понимания натурализма.

16. Своеобразие натурализма Т.Драйзера.

17. «Новая драма»: влияние натурализма, Х.Ибсена, Ф.Ницше, ее вариативность.

18. Проблема обновления индивидуализма в творчестве Х.Ибсена.

19. Мистериальные драмы Х.Ибсена («Бранд», «Пер Гюнт»).

20. Психологические пьесы Х.Ибсена («Кукольный дом», «Дикая утка», «Гедда Габлер»).

21. Драматургия Б.Шоу.

22. Разнообразие А.Стриндберга-драматурга.

23. Особенности натурализма в драме «Фрёкен Жюли» А.Стриндберга, предисловие к пьесе.

24. Драматургия Г.Гауптманна (на примере пьес «Перед восходом солнца», «Затонувший колокол»).

25. Значение романа «Наоборот» Й.-К.Гюисманса для становления символизма во французской и европейской литературе.

26. Литературный символизм на Западе как программа преображения мира и как принципы литературного творчества.

27. Символизм во французской и франкоязычной поэзии (П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме, Э.Верхарн).

28. Значение Ш.Бодлера для поэтического символизма.

29. Импрессионизм и символизм поэзии П.Верлена. Анализ 2-3 верленовских стихотворений. 

30. Особенности символизма С.Малларме (на примере 2-3 поэтических текстов).

31. Маскарад истории в творчестве А.Франса («Таис», «Боги жаждут»).

32. Назначение творчества и художника в романе «Жан-Кристоф» Р.Роллана.

33. «В поисках утраченного времени» М.Пруста: принципы построения многотомного романа, смысл названия, анализ 1-го тома («По направлению к Свану»).

34. Символизм пьес М.Метерлинка («пьесы смерти», «пьесы любви»).

35. Пьеса-мистерия «Слепые» М.Метерлинка: проблематика, образность, принципы сценической реализации символа.

36. Особенности символизма в пьесе «Игра снов» А.Стриндберга.

37. Символистские герои романов К.Гамсуна (на примере одного из романов).

38. Символистский эстетизм О.Уайлда, его генезис и проблематика.

39. Проблематика и поэтика романа «Портрет Дориана Грея» О.Уайлда.

40. Эссеистика и поэзия О.Уайлда.

41. «Конец века» в свете «неоромантики» (Р.Киплинг, Дж. Конрад, Дж. Лондон).

42. Проблематика «конца века» в творчестве Дж.Конрада.

43. Проблема творчества в романе «Портрет художника в юности» Дж.Джойса.

44. Проблема художника в романе «Сыновья и возлюбленные» Д.Г.Лоренса.

45. Соотношение Старого и Нового света в творчестве Г.Джеймса.

46. Образ «новой женщины» в романе «Женский портрет» Г.Джеймса.

47. Довоенное творчество Т.Манна (влияние Ф.Ницше, Р.Вагнера, проблема художника).

48. Новелла «Смерть в Венеции» Т.Манна и проблематика декаданса, преодоления декаданса в ней.

49. «Учитель Гнус» Г.Манна как оригинальный натуралистский роман немецкого модерна.

50. Творчество Р.М.Рильке (периодизация творчества).

51. «Новые стихотворения» Р.М.Рильке, смысл антитезы, заложенной в название; анализ 2-3 стихотворений.

52. Венская драматургия (Г. фон Гофманнсталь, Ф.Ведекинд).

53. Образы «страшной красоты», «Византии» в поэзии У.Б.Йейтса.

54. «Поколение 98 года» и творчество М. де Унамуно (на примере одного из произведений).

55. Творчество Г.Д’Аннунцио (на примере одного из романов).

56. Сравните несколько символистских произведений о творчестве (О.Уайлд, Д.Г.Лоренс, Дж.Джойс).

57. Русские мыслители и писатели о культуре Запада рубежа XIX-XX вв.

58. Русские поэты и переводчики о поэзии Запада рубежа веков.