Вопросы ГИА для выпускника магистратуры

Полный список вопросов по истории зарубежной литературы
от эпохи Средневековья до начала XXI века (2017)

(из них будет составлен 21 билет)

  1. Трактовка грехопадения в «Потерянном рае» Дж.Милтона.
  2. Жанровая традиция «истории обращения» в романе «Робинзоне Крузо» Д. Дефо.
  3. Проблема зла в романе «Повелитель мух» У. Голдинга.
  4. Библейские аллюзии в романе «История мира в 10 ½ главах» Дж. Барнса.
  5. Концепция романа Е.М. Мелетинского.
  6. «Дискуссия о романе» М.М. Бахтина и К.Г. Косикова.
  7. «Тирант Белый» – ключевое произведение в развитии жанра романа.
  8. Парадигматические черты романного жанра в творчестве Кретьена де Труа.
  9. Специфика романной поэтики в «Треволнениях и муках любви» Элизьен де Крен.
  10. Античная образность в «Аде» Данте.
  11. Структура и смысл песни ХХХ «Чистилища» Данте (кульминации «Божественной комедии»).
  12. Образы огня воды и света в «Божественной комедии» Данте.
  13. Три последние песни кантик как выражение их смысла («Ад», «Чистилище», Рай»).
  14. Принципы изображения Дамы у Петрарки. Миф о Дафне.
  15. Особенности испанского сонета. Его взаимоотношение с испанскими поэтическими жанрами.
  16. Сонеты У.Шекспира (традиция и новаторство).
  17. Жанровое своеобразие «Гамлета».
  18. Особенности трагического конфликта в «Гамлете».
  19. Жанровые особенности трагедий Шекспира 1600-х годов.
  20. Трагический герой в пьесах Шекспира 1600-х годов.
  21. Донкихотство как тип человеческого поведения и специфика «донкихотовской ситуации» в романе Сервантеса.
  22. Герой-победитель в драматургии Корнеля и герой-жертва трагедий Расина.
  23. Разновидности «естественного человека» в романе Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
  24. «Кандид» Вольтера: «обыкновенный человек» между крайностями оптимизма и пессимизма.
  25. Руссоизм в его общественно-политическом и литературно-эстетическом вариантах («Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо).
  26. Сюжет «Фауста» Гёте как процесс осознания Фаустом собственной личности и Фауст как символ человечества.
  27. Тема искусства в новеллах Л. Тика.
  28. Романтическая традиция в творчестве Э.Т.А.Гофмана.
  29. Творчество Новалиса.
  30. Главные аспекты «поэтической революции» У.Вордсворта.
  31. Творчество Шелли и Байрона в контексте европейского романтизма.
  32. Сквозные мотивы поэзии Китса.
  33. Викторианская поэзия: романтические традиции и индивидуальное новаторство (А.Теннисон, Р.Браунинг,  М.Арнолд, Дж.М.Хопкинс).
  34. Принцип чудесного в прозе Ч. Диккенса.
  35. Детективный сюжет в романах Ч. Диккенса.
  36. Романтический герой и его эволюция в прозе Ч. Диккенса.
  37. Повествовательные методы и персонажи-повествователи в произведениях Ч. Диккенса.
  38. Проблема сверхчувственного знания и духовной слепоты в романах Ч. Диккенса.
  39. Наполеоновская тема в творчестве О. де Бальзака.
  40. Столкновение культурных эпох в романах В. Скотта.
  41. Главный герой исторических романов В. Скотта как литературный тип.
  42. Вещный мир в романах О. де Бальзака.
  43. Западный литературный натурализм XIX-XXвв.: единство, разнообразие, формы.
  44. Открытость западного литературного натурализма к синтезу (романтизм, символизм, модернизмы).
  45. Разновидности артнатурализма в западной литературе XIXв.
  46. Формы натурализма в западной литературе ХХ века.
  47. Обновление индивидуализма в драматургии Х.Ибсена.
  48. Ницше об искусстве и художнике.
  49. Венский литературный модерн: общая характеристика и основные представители.
  50. Символистская драматургия и становление режиссерского театра.
  51. Жанр романа в творчестве К.Гамсуна.
  52. Философско-символические драмы А.Стриндберга.
  53. «Кастильский» и «андалусский» миф в поэзии поколения 98 года.
  54. Литературное новаторство М. де Унамуно в контексте его философских воззрений.
  55. Творчество Г. фон Гофмансталя и «кризис слова».
  56. Проза А. Шницлера: основной конфликт, эффект неожиданности, «Эрос и Танатос», изображение жизни человеческого сознания.
  57. Основные принципы поэтики Р.М. Рильке.
  58. Противопоставление жизни и творчества в произведениях Т. Манна.
  59. Драма художника в произведениях Т. Манна.
  60. Имажизм в поэзии: теория и поэтическая практика.
  61. Журнал «Poetry» и «поэтическое возрождение» в США 1910–1920-х гг.
  62. Поэмы Т.С. Элиота от «Бесплодной земли» до «Четырех квартетов»: тематика, образность, композиция.
  63. Э. Паунд: поэзия и эссеистика от имажизма до «Хью Селвин Моберли». 
  64. Э.Хемингуэй и У.Фолкнер как часть «модернистского канона».
  65. Образы Европы в творчестве Э. Хемингуэя.
  66. Мотив насилия в творчестве Э. Хемингуэя.
  67. Повествовательные техники У. Фолкнера в романах 1920–1930-х годов.
  68. Истоки литературы экзистенциализма.
  69. Новеллистика и театр Ж.-П.Сартра как иллюстрация философских тезисов писателя.
  70. Эволюция творчества А. Камю (циклы «Абсурд», «Бунт», «Любовь»).
  71. Поэтика прозы А.Камю 1940–1950-х годов («Чума», «Падение», новеллистка).
  72. Влияние французского экзистенциализма на мировую литературу.
  73. Магический реализм и «чудесная реальность».
  74. Творчество Х.Л.Борхеса и философская фантастика.
  75. Творчество Х.Кортасара: этика и метафизика.
  76. Формы антиутопии в западной литературе ХХ в. (Дж.Оруэлл, Р.Брэдбери, Э. Юнгер, Г. Казак, К. Кизи).
  77. Послевоенная «новая драма»  (С. Беккет, Э. Ионеско, Ж. Жене, Г. Пинтер, С. Мрожек) и ее  влияние на драму и театр второй половины ХХ в.
  78. «Новый роман»: теория и практика (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон). 
  79. Понятие «контр-культура», его соотношение с поэтикой позднего модернизма и неоавангарда. «Битники»; «черные юмористы». 
  80. Тема войны в литературе Европы и Америки второй половины ХХ в. – начала XXI в.  
  81. Миф, символ и аллегория в художественной литературе второй половины ХХ в. Неомифологизм (У.Голдинг, Дж. Апдайк,  М. Турнье). 
  82. «Латиноамериканский бум» и его основные концепты («магический реализм», формы фантастического, социального, игры) в творчестве Г.Гарсиа Маркеса, А. Карпентьера, Х.Кортасара. 
  83. Основные теории постмодернизма, манифесты постмодернизма (И.Хассан, Ф. Лиотар). 
  84. Художественные произведения теоретиков постмодернизма как «классика» постмодернизма (У. Эко, Дж. Барт, П. Акройд). 

См. полный текст Программы ГИА для выпускника магистратуры 2017.