Вопросы ГИА для выпускника магистратуры
Полный список вопросов по истории зарубежной литературы
от эпохи Средневековья до начала XXI века (2017)
(из них будет составлен 21 билет)
- Трактовка грехопадения в «Потерянном рае» Дж.Милтона.
- Жанровая традиция «истории обращения» в романе «Робинзоне Крузо» Д. Дефо.
- Проблема зла в романе «Повелитель мух» У. Голдинга.
- Библейские аллюзии в романе «История мира в 10 ½ главах» Дж. Барнса.
- Концепция романа Е.М. Мелетинского.
- «Дискуссия о романе» М.М. Бахтина и К.Г. Косикова.
- «Тирант Белый» – ключевое произведение в развитии жанра романа.
- Парадигматические черты романного жанра в творчестве Кретьена де Труа.
- Специфика романной поэтики в «Треволнениях и муках любви» Элизьен де Крен.
- Античная образность в «Аде» Данте.
- Структура и смысл песни ХХХ «Чистилища» Данте (кульминации «Божественной комедии»).
- Образы огня воды и света в «Божественной комедии» Данте.
- Три последние песни кантик как выражение их смысла («Ад», «Чистилище», Рай»).
- Принципы изображения Дамы у Петрарки. Миф о Дафне.
- Особенности испанского сонета. Его взаимоотношение с испанскими поэтическими жанрами.
- Сонеты У.Шекспира (традиция и новаторство).
- Жанровое своеобразие «Гамлета».
- Особенности трагического конфликта в «Гамлете».
- Жанровые особенности трагедий Шекспира 1600-х годов.
- Трагический герой в пьесах Шекспира 1600-х годов.
- Донкихотство как тип человеческого поведения и специфика «донкихотовской ситуации» в романе Сервантеса.
- Герой-победитель в драматургии Корнеля и герой-жертва трагедий Расина.
- Разновидности «естественного человека» в романе Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
- «Кандид» Вольтера: «обыкновенный человек» между крайностями оптимизма и пессимизма.
- Руссоизм в его общественно-политическом и литературно-эстетическом вариантах («Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо).
- Сюжет «Фауста» Гёте как процесс осознания Фаустом собственной личности и Фауст как символ человечества.
- Тема искусства в новеллах Л. Тика.
- Романтическая традиция в творчестве Э.Т.А.Гофмана.
- Творчество Новалиса.
- Главные аспекты «поэтической революции» У.Вордсворта.
- Творчество Шелли и Байрона в контексте европейского романтизма.
- Сквозные мотивы поэзии Китса.
- Викторианская поэзия: романтические традиции и индивидуальное новаторство (А.Теннисон, Р.Браунинг, М.Арнолд, Дж.М.Хопкинс).
- Принцип чудесного в прозе Ч. Диккенса.
- Детективный сюжет в романах Ч. Диккенса.
- Романтический герой и его эволюция в прозе Ч. Диккенса.
- Повествовательные методы и персонажи-повествователи в произведениях Ч. Диккенса.
- Проблема сверхчувственного знания и духовной слепоты в романах Ч. Диккенса.
- Наполеоновская тема в творчестве О. де Бальзака.
- Столкновение культурных эпох в романах В. Скотта.
- Главный герой исторических романов В. Скотта как литературный тип.
- Вещный мир в романах О. де Бальзака.
- Западный литературный натурализм XIX-XXвв.: единство, разнообразие, формы.
- Открытость западного литературного натурализма к синтезу (романтизм, символизм, модернизмы).
- Разновидности артнатурализма в западной литературе XIXв.
- Формы натурализма в западной литературе ХХ века.
- Обновление индивидуализма в драматургии Х.Ибсена.
- Ницше об искусстве и художнике.
- Венский литературный модерн: общая характеристика и основные представители.
- Символистская драматургия и становление режиссерского театра.
- Жанр романа в творчестве К.Гамсуна.
- Философско-символические драмы А.Стриндберга.
- «Кастильский» и «андалусский» миф в поэзии поколения 98 года.
- Литературное новаторство М. де Унамуно в контексте его философских воззрений.
- Творчество Г. фон Гофмансталя и «кризис слова».
- Проза А. Шницлера: основной конфликт, эффект неожиданности, «Эрос и Танатос», изображение жизни человеческого сознания.
- Основные принципы поэтики Р.М. Рильке.
- Противопоставление жизни и творчества в произведениях Т. Манна.
- Драма художника в произведениях Т. Манна.
- Имажизм в поэзии: теория и поэтическая практика.
- Журнал «Poetry» и «поэтическое возрождение» в США 1910–1920-х гг.
- Поэмы Т.С. Элиота от «Бесплодной земли» до «Четырех квартетов»: тематика, образность, композиция.
- Э. Паунд: поэзия и эссеистика от имажизма до «Хью Селвин Моберли».
- Э.Хемингуэй и У.Фолкнер как часть «модернистского канона».
- Образы Европы в творчестве Э. Хемингуэя.
- Мотив насилия в творчестве Э. Хемингуэя.
- Повествовательные техники У. Фолкнера в романах 1920–1930-х годов.
- Истоки литературы экзистенциализма.
- Новеллистика и театр Ж.-П.Сартра как иллюстрация философских тезисов писателя.
- Эволюция творчества А. Камю (циклы «Абсурд», «Бунт», «Любовь»).
- Поэтика прозы А.Камю 1940–1950-х годов («Чума», «Падение», новеллистка).
- Влияние французского экзистенциализма на мировую литературу.
- Магический реализм и «чудесная реальность».
- Творчество Х.Л.Борхеса и философская фантастика.
- Творчество Х.Кортасара: этика и метафизика.
- Формы антиутопии в западной литературе ХХ в. (Дж.Оруэлл, Р.Брэдбери, Э. Юнгер, Г. Казак, К. Кизи).
- Послевоенная «новая драма» (С. Беккет, Э. Ионеско, Ж. Жене, Г. Пинтер, С. Мрожек) и ее влияние на драму и театр второй половины ХХ в.
- «Новый роман»: теория и практика (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон).
- Понятие «контр-культура», его соотношение с поэтикой позднего модернизма и неоавангарда. «Битники»; «черные юмористы».
- Тема войны в литературе Европы и Америки второй половины ХХ в. – начала XXI в.
- Миф, символ и аллегория в художественной литературе второй половины ХХ в. Неомифологизм (У.Голдинг, Дж. Апдайк, М. Турнье).
- «Латиноамериканский бум» и его основные концепты («магический реализм», формы фантастического, социального, игры) в творчестве Г.Гарсиа Маркеса, А. Карпентьера, Х.Кортасара.
- Основные теории постмодернизма, манифесты постмодернизма (И.Хассан, Ф. Лиотар).
- Художественные произведения теоретиков постмодернизма как «классика» постмодернизма (У. Эко, Дж. Барт, П. Акройд).
См. полный текст Программы ГИА для выпускника магистратуры 2017.