Соловьёва Наталия Александровна

В начале летних каникул 2013 года кафедра истории зарубежной литературы потеряла одного из ведущих профессоров, Наталию Александровну Соловьеву, крупнейшего специалиста в области английской словесности, европейского предромантизма и сравнительного литературоведения. Для филологического факультета эта потеря невосполнима, так как вместе с серьезным и неутомимым исследователем мы попрощались с талантливым лектором, отзывчивым коллегой, мудрым и душевным человеком.

Интерес Н.А. Соловьевой к вопросам культуры и искусства формировался в детстве. Она родилась в семье известных московских актеров, в которой хранили память о древней родословной: по материнской линии Н.А. Соловьева принадлежала старинному польскому роду. Е.Н. Черноземова вспоминает, что в школьные годы будущая исследовательница жила в «композиторском доме», ее «соседом по лестничной клетке был Д.Д. Кобалевский, а по балкону – Г.Н. Рождественский». Сама Наталия Александровна признавала, что на формирование ее личности существенное влияние оказали композитор Л.А. Половинкин, его сестра Ю.Б. Виппер и актриса Л.В. Пушкарева.

Большая часть жизни Н.А. Соловьевой была связана с Московским университетом. В 1962 г. она окончила филологический факультет, в 1965 г. – аспирантуру кафедры истории зарубежной литературы, а в 1967-ом приступила к преподаванию, впоследствии удостоившись звания доцента (1981) и профессора (1990). Как один из старожилов, Наталия Александровна хранила память об истории кафедры и с удовольствием рассказывала о жизни в корпусе на Моховой, где изначально располагался факультет, о временах заведования Р.М. Самарина, Л.Г. Андреева, Г.К. Косикова.

 

Свой путь в науке Н.А. Соловьева начала в 1965 году, когда защитила кандидатскую диссертацию «Джон Осборн и английская драма ”новой волны”». Вопросы современной британской драматургии впоследствии разрабатывались ею в рамках спецкурса, по материалам которого было издано серьезное учебное пособие «Английская драма за четверть века (1950-1975)» (в 2 т., 1985). Драматургию «сердитых молодых людей», «театр абсурда», «театр жестокости», жанровые модификации политической и исторической пьесы она впервые в отечественной науке рассмотрела в широком историко-культурном контексте, включавшем не только политические и социальные явления, но и развитие общих тенденций в европейской драматургии, а также «соотнесенность с новейшими требованиями расширения функциональности драмы как таковой».

Н.А. Соловьева внимательно следила за развитием современной английской литературы. Среди ее многочисленных работ – научные статьи, посвященные теоретическим вопросам британского постмодернистского романа, проблемные исследования произведений А.С. Байатт, П. Экройда, Дж. Фаулза и др.

Крупнейший вклад в науку, однако, Н.А. Соловьева внесла как теоретик английского предромантизма, под которым она понимала не столько особую культурно-историческую эпоху, сколько специфическую художественную систему, сформировавшуюся в недрах культуры Просвещения и подготовившую достижения романтизма. Предромантическая эстетика, с точки зрения исследовательницы, «использовала новые  категории прекрасного и возвышенного, воображения и фантазии, она предлагала искусству не копировать природу, не отображать ее… но выражать мнение об окружающем мире, воспроизводить чувства…» Новая эстетика во многом базировалась на изменении отношения к внутреннему миру человека, необходимым качеством которого считали чувствительность.

Концепция Н.А. Соловьевой родилась как результат кропотливого исследования английской литературы XVIII- начала XIX веков. Непосредственным предметом анализа стали сентиментальная «кладбищенская поэзия», произведения Кельтского возрождения, «готический роман», «якобинский роман», новые виды приключенческого романа 1790-х гг.

Свою концепцию Н.А. Соловьева защитила в 1985 году в форме докторской диссертации под названием «Английский предромантизм». Основной корпус этого текста был написан во время командировки в Великобританию и потому ввел в оборот отечественной науки целый пласт не исследованных ранее материалов. Наталия Александровна часто рассказывала, что во время работы в Британском музее за ней тщательно следили, поэтому она, чтобы избежать славы советского шпиона, вела все свои записи на английском языке.

Исследованием английской словесности XVIII века Н.А. Соловьева занималась всю свою жизнь. Осмыслению разных аспектов этого материала посвящены ее монографии «Английский предромантизм и формирование романтического метода» (1986), «У истоков английского романтизма» (1988), «Англия XVIII в.: Разум и чувство в художественном сознании эпохи» (2008). Знакомству широкой публики с английской готической прозой во многом способствовало издание Н.А. Соловьевой тома «Комната с гобеленами» (1991), сопровождавшегося вступительной  статьей и комментариями.

В выпущенном издательством Academia учебном пособии «История зарубежной литературы. Предромантизм» (2005) Н.А. Соловьева вышла за рамки английской словесности и представила предромантизм как феномен в том числе немецкой, французской и даже американской культуры. Предромантизм выступает здесь как общеевропейское явление, сформированное переходной от Просвещения к романтизму эпохой, «отразившей сложную систему взаимоотношений разума и чувства в человеческом сознании».

Исследовательский интерес Н.А. Соловьевой, вместе с тем,  не исчерпывался XVIIIвеком. Ее имя по праву ассоциируется с фигурой Байрона, наследие которого та активно и плодотворно изучала в последние годы. Она не ограничилась рядом статей, посвященных творчеству самого известного английского романтика, но стала одним из организаторов и председателем Московского Международного Байроновского общества, объединившего не только отечественных, но и зарубежных, в том числе английских, исследователей. Заседания Общества проходили в разных столичных университетах и часто становились местом филологического общения и встреч с талантливыми и незаурядными специалистами.

Выбранный Байроновским обществом ракурс исследования не случайно был подчеркнуто компаративистским. О серьезном профессиональном интересе Н.А. Соловьевой в области сравнительного изучения литератур свидетельствуют не только научные статьи, но и участие в компаративистском проекте Института славяноведения и Словацкой Академии наук (1994). На факультете она стала одним из организаторов межкафедральной специализации «Сравнительное литературоведение».

Будучи членом «Общества по изучению XVIIIвека», «Международной ассоциации англистов Европы», «Российской ассоциации англистов-литературоведов», Н.А. Соловьева ежегодно участвовала в нескольких международных и всероссийских конференциях. Ее выступления слушали в Лондоне, Глазго, Варшаве, Хельсинки и других городах Европы. С благодарностью вспоминают Наталию Александровну ее коллеги – ученые ведущих вузов России. Обладая неутомимой энергией, она внесла неоценимый вклад в развитие межуниверитетских научных связей:  входила в состав диссертационного совета не только МГУ, но и МПГУ; участвовала в конференциях, проводимых в Саратове, Воронеже, Уфе и других российских городах. Научные заслуги Н.А. Соловьевой были отмечены медалью университета Сока (Япония), званиями почетного научного работника Лондонского университета и заслуженного профессора МГУ.

Уникальные познания в области истории западных литератур Н.А. Соловьева стремилась передать своим ученикам. Многие студенты романо-германского и русского отделений по ее лекциям осваивали историю зарубежной литературы XIX века. Выпущенный по ним учебник выдержал три издания (История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой, 1991, 1999, 2007).

Студенты с любовью  и теплотой отзываются о специальных курсах, разработанных Н.А. Соловьевой: «Английский роман от Просвещения до конца XIX века», «Великие викторианцы», «Английский романтизм и современность». Разным эпохам истории британской словесности посвящены написанные ею главы в учебниках, учебных пособиях и популярных энциклопедических изданиях: «История зарубежной литературы после Октябрьской революции» (под ред. Л.Г. Андреева, Р.М. Самарина. Ч. 1, 1978); «История зарубежной литературы ХХ века» (под ред. Л.Г. Андреева, 1997); «Зарубежные писатели» (под ред. Н.П. Михальской, 1994; 2-ое изд. 2003).

Н.А. Соловьева неравнодушно следила за подрастающим поколением. Десятилетний опыт работы в средней школе стал хорошим подспорьем для создания авторской программы по истории зарубежной литературы. Большую популярность получил написанный ею учебник «Путешествие в страну шедевров» (1999).

Наталия Александровна живо откликалась на новейшие тенденции как в научной, так и в бытовой жизни. Ее многочисленные аспиранты с благодарностью вспоминают, что их научный руководитель внимательно выслушивала даже самые экстравагантные идеи и никогда не ограничивала творческих способностей молодых ученых. Одной из первых на кафедре она освоила компьютер и до конца своей жизни отвечала на sms-сообщения.  

Владея несколькими европейскими языками, профессионально занимаясь историей зарубежной словесности, Н.А. Соловьева хорошо знала и глубоко понимала свою родную культуру: свободно цитировала русскую классику, помогала студентам постичь реалии разных эпох отечественной истории,  живо интересовалась новейшими театральными постановками, активно участвовала в современных дискуссиях о судьбах науки и образования. Память о ней как о достойном представителе родной культуры никогда не иссякнет в сердцах учеников и коллег.