21-23 июня 2012 года на филологическом факультете МГУ состоялась Третья научная конференция «Лики ХХ века». В этом году она была приурочена 90-летнему юбилею крупного ученого, профессора кафедры истории зарубежной литературы, декана филологического факультета МГУ Леонида Григорьевича Андреева (1922-2001) и носила тематический подзаголовок «Литература и война». Конференция была призвана почтить память коллеги и Учителя, который в 1941 году ушел на фронт добровольцем. В ее рамках предполагалось обозначить основные формы взаимодействия литературы и войны, ставшей едва ли не единственной реальностью за многообразием ликов ХХ века.
Докладчики - ведущие ученые-зарубежники России - предваряли свои сообщения сердечными воспоминаниями о Леониде Григорьевиче и особо отмечали его участие в Великой Отечественной войне. И хотя исследователь при жизни не рассказывал о фронтовых буднях, по словам его супруги, «война жила в нем всю его жизнь». Вместе с войной, памятью о бесчеловечном, противоестественном, навязанном опыте, жила в Андрееве любовь к литературе - сокровищнице человеческих и нравственных ценностей. Именно литературу он противопоставил бесчеловечному, противоестественному фронтовому опыту и посвятил ее изучению всю свою жизнь. Разработанная и пережитая на собственном опыте «философия существования» помогла исследователю глубоко проникнуть в суть культуры ХХ века, почувствовать ее нерв – и стать создателем фундаментальных монографий по импрессионизму и сюрреализму, творчеству Ж.-П. Сартра и М. Пруста, а также автором и редактором основополагающих учебников по истории зарубежной литературы ХХ века.
Леонид Григорьевич разделил судьбу многих деятелей культуры и литературы ХХ века. Конференция дала почувствовать, что военный опыт стал опытом прошедшего века, и исследователь литературы не может его не учитывать. В своих докладах ученые обратились к художественной рецепции двух мировых и многочисленных локальных войн. В фокус исследования попали тексты о терроризме, угрозе атомной войны, об информационных и идеологических битвах.
Вместе с тем, открывая конференцию, заведующий кафедрой истории зарубежной литературы В.М. Толмачёв подчеркнул философскую многогранность заявленной темы. Он поставил вопрос, способна ли культура существовать без войны? может ли она обновиться, избегнув всеразрушающего кризиса? и размышлял о том, что в ХХ веке война должна восприниматься как по-философски многообразное «измерение литературы».
Безусловно, центральный вопрос конференции затрагивал основы человеческого существования. Осмысляя личный жизненный опыт, писатели словно вопрошали вслед за Иовом: «Жизнь человека на земле не есть ли служба воинская..?» - ратный труд постижения истины, поиска смысла жизни и обретения ценностей и веры?
Формулировка темы доклада И.Ю. Поповой (МГУ) в виде вопроса «Поддается ли хаос структурированию?» необычайно точно передавала новый, возникший в ХХ веке аспект романтической проблемы невыразимого. Как выразить ужас происходящего? Возможно ли вообще искусство в ХХ веке? Вписывается ли литература в политическую и идеологическую картину мира ХХ века? И если да, то какие формы она должна принимать, какие эстетические концепции разрабатывать? Подобные вопросы стояли перед каждым участником литературного процесса ХХ века – и каждый давал на них свой ответ, исходя из своеобразия художественного гения и исторической ситуации.
Конференцию открыли сообщения, осветившие роль Первой мировой войны в творческих биографиях писателей разных континентов и подчас противоречивых эстетических взглядов. Размышляя о публицистическом и художественном творчестве Р. Музиля, А.В. Белобратов (СПбГУ) переосмыслил и дополнил привычную картину рецепции войны в австрийской литературе. Как эстетический феномен трактовал образ войны в творчестве М. Пруста А.Н. Таганов (ИвГУ, Иваново). Доклады О.М. Ушаковой (ТюмГУ, Тюмень) и О.И. Половинкиной (РГГУ) были посвящены анализу поэтического освоения опыта двух мировых войн в творчестве Т.С. Элиота. Творчество Генри Джеймса, как показала в своем докладе О.Ю. Анцыферова (ИвГУ, Иваново), хотя и было обрамлено своеобразно пережитым опытом двух войн, свидетельствует о сравнительно благополучном развитии западного мира от середины XIX века до катастрофы Первой мировой войны. М.Ф. Надъярных (ИМЛИ РАН) сообщила, что «большая» европейская война оказала косвенное, но серьезное влияние на становление латиноамериканского авангарда. В.В. Сорокина (МГУ) обратилась к литературе первой волны русской эмиграции и пришла к парадоксальному выводу, что среди нескольких сотен литературных произведений, вышедших за границей в 20-30-е годы ХХ века, можно насчитать не более десятка книг, в которых затрагивается тема Первой мировой войны. А.Ю. Зиновьева (МГУ) сопоставила дваизвестнейшихпроизведенияевропейскогопоэтическогомодернизма – «Потерянное “я”» Г. Бенна и «Стихи о неизвестномсолдате» О. Мандельштама.
Формы участия писателей в идеологических «сражениях» эпохи стали также предметом исследования большого числа докладов. Особое внимание уделялось механизму снятия противоречий между пропагандистским, часто морально не приемлемым содержанием и виртуозностью изложения. Ю.Л. Цветков (ИвГУ, Иваново) обратился к публицистике Г. фон Гофмансталя и рассмотрел эволюцию взглядов писателя от военной риторики к «австрийской идее». В сообщении И.Н. Лагутиной (ИМЛИ РАН) рассматривались романтические истоки немецкого «националистического мифа» 1930-1940-х годов. В своем докладе С.Л. Фокин (СПбГУЭиФ) обратился к антисемитским памфлетам Л.-Ф. Селина и сделал вывод, что они являются важнейшим историческим свидетельством состояния французской духовно-интеллектуальной жизни 1930-1940 гг. В докладе М.А. Ариас-Вихиль (ИМЛИ РАН) исследовались обстоятельства, связанные с замыслом и подготовкой антифашистского и просоветского Парижского конгресса писателей в защиту культуры (1935). В докладе Д.В. Токарева (ИРЛИ РАН) анализировались обстоятельства визита в Москву автора книги «Фашистский социализм» (1934) П. Дриё ла Рошеля. А.Б. Можаева (Литературный институт) рассказала о литературной судьбе сформированной в первые дни Великой Отечественной войны 250 дивизии Вермахта, так называемой «Голубой дивизии». Творчеству бывшего президента Сербской Республики в Боснии и Герцеговине Р. Караджича (р. 1941) был посвящен доклад А.Б. Базилевского (ИМЛИ РАН).
Вместе с тем многие авторы стремились защитить свои тексты как от риторики тоталитарных режимов, так и от художественных поисков социально ангажированных деятелей культуры. Они разрабатывали такую поэтику, которая помогала противостоять серьезному идеологическому давлению и царящему повсеместно хаосу. Т. Викторова (Университет им. Марка Блока, Страсбург) обнаружила взаимосвязь между войной и апокалиптической мистерией и доказала, что средневековый жанр зачастую позволял точно выразить опыт ХХ-ого столетия. Е.В. Фейгина (МГУ) проследила изменение поэтики итальянского герметизма с 1925 по 1945 годы и пришла к выводу, что переосмысление художественного языка, связанное с высказыванием Сопротивления, способствовало поискам новой образности.
Помимо жаркого, почти непримиримого столкновения идеологических и эстетических ценностей, в культуре ХХ века нарастало противостояние технического прогресса и духовного «вырождения», естественнонаучного знания и гуманитарных ценностей. Внимание к этому конфликту привлекла И.В. Головачева (СПбГУ), которая обратилась к литературе о ядерных битвах и катастрофах и проанализировала дистопию О. Хаксли «Обезьяна и сущность».
Переосмысление ценности научного познания в ХХ веке сопровождалось и жаркими спорами об абсолютных понятиях, приятие и определение сущности которых требовало веры. С.Н. Зенкин (ИВГИ) в своем сообщении обратился к философским битвам Ж. Батая с Ж.-П. Сартром о понимании сущности сакрального. Е.Д. Гальцова (ИМЛИ РАН) продолжила осмысление темы на материале единственного художественного произведения Батая, в котором тема Второй мировой войны оказывается частью сюжета - романа «Аббат С.»
В текстах второй половины ХХ века на первый план часто выходила не проблема войны, а проблема насилия – вооруженного, террористического, политического, сексуального. При этом даже мотив насилия утрачивал свойственные ему коннотации безобразного и безнравственного - литература часто употребляла слова «война» и «насилие» с постмодернистской, все обесценивающей иронией. В докладе И.В. Кабановой (СГУ, Саратов) на материале произведений Д. Хэммета и Т. Харриса рассматривался вопрос об условиях и границах репрезентации насилия в литературном произведении. Е.Г. Доценко (УрФУ, Екатеринбург) обратилась к способам воплощения военных конфликтов рубежа ХХ и XXI веков в новом британском «театре жестокости». В докладе О.А. Джумайло (ЮФУ, Ростов-на-Дону) «Война и насилие в романе Иэна Макьюэна ”Искупление”» рассматривались функции включения военного эпизода в саморефлексивный исповедальный роман. По мнению В.Г. Новиковой (ННГУ, Нижний Новгород), современный британский роман, часто обращаясь к военному опыту, разрабатывает образ остановленного времени. Доклад В.В. Шервашидзе был посвящен проблемам репрезентации насилия в «постапокалиптическом мире» современного французского писателя-фантаста А. Володина.
Логическим следствием пантекстуальности европейского сознания второй половины ХХ века стало ожесточение интерпретационных войн в современном литературоведении. Н.Т. Пахсарьян (МГУ) в своем докладе показала, что нешуточные эпистемологические сражения ведутся, например, на полях текстов Ж.-П. Сартра.
Вместе с тем теория специфического постмодернистского романа о войне подверглась серьезной критике в сообщении И.А. Делазари (СПбГУ), который в качестве предмета исследования выбрал роман Т. О’Брайена «Вслед за Каччато». В докладе С.Н. Филюшкиной (Воронеж) осмыслялся идущий вразрез с привычной постмодернистской стилистикой подход к проблеме насилия в творчестве Г. Грина.
Вневременный, экзистенциальный аспект проблемы войны заострили сообщения, тематика которых выходила за рамки ХХ века. Доклады Д.М. Фельдмана (РГГУ) «Идеологемы ”Отечественная война 1812 года” и ”партизаны” в русской литературеXIX-ХХ веков» и М.И. Свердлова (ИМЛИ РАН) «Из истории английской военной оды: испытание Бленгеймом» вписали жизненный и художественный опыт писателей ХХ века в контекст развития европейской культуры. Особенное значение имело обращение к античному наследию в докладе Т.Ф. Теперик (МГУ).
Прочитанные на конференции сообщения представили многообразие судеб и взглядов писателей разных поколений – от авангардистов начала века до постмодернистов его конца – и показали всю сложность поиска эстетического коррелята жуткой реальности, трудность выведения формулы «современной красоты» и работы над индивидуальным художественным языком. Собранные вместе, разнообразные отклики и «отражения» составили красочное мозаичное полотно – художественный ответ творческого духа на вызов, брошенный историей.